1397

Тортом в морду

Так защитники прав потребителей советуют нам отстаивать свои права 

Наш корреспондент выясняет, во что обманутому покупателю обойдётся юридическая помощь

Было время, когда потребителя не защищал никто. В советское время, в эпоху тотального дефицита, вопрос о защите отпадал сам собой, более того - казался неуместным. Задачи были иные - лишь бы что-то где-то купить. Тогда особо не заморачивались даже на размер: главное - приобрести, а потом можно и обменять. Никто не разглядывал надписи о сроках годности - дефицит был мощнейшим средством продвижения товара. Да и производитель был один. Государство.

История вопроса
Закон о защите прав потребителей появился в самом начале 90-х. Вместе с ним возникли и многочисленные общества по защите прав потребителей. Начинали они робко, призывая нас с вами отстаивать свои права и не бояться предъявлять претензии недобросовестным производителям и услугодателям. Народ поначалу смущался (дело для нашей страны было абсолютно новым) и на контакт с защитниками особо не шел, несмотря на бесплатные услуги. Да-да, свои дивиденды общества по защите прав потребителей получали в результате выигранных в судебном порядке дел, взыскивая все расходы по суду с ответчика. Защитники охотно давали бесплатные консультации - учили нас, учились сами. То и дело наведывались в торговые точки, на производства с претензиями, заваливали исками суды, отмечая недовольство последних по поводу количества подобных разбирательств. Потребители оставались довольными - можно было получить не только материальную, но и моральную, пусть и небольшую, компенсацию за просроченный йогурт, заплесневевшую булочку, неработающий телефон или отвратительно сделанную мебель.
Прошло время. Потребитель стал более привередливым: не нравится здесь товар - куплю за углом. Продавец, производитель и услугодатель стали более ответственными: профессиональный бизнес все-таки дорожит своей репутацией и, если случаются промахи в работе, на контакт с потребителем идет охотно и до конф­ликта дело обычно не доводит. Правда, не всегда и не везде. А стало быть, вопрос защиты потребителей по-прежнему актуален.

Здесь и сейчас
Как оказалось, количество обществ по защите прав потребителей с того времени резко сократилось. В Алматы их всего семь, однако реально работают два. Их адреса и номера телефонов можно выяснить и даже дозвониться. Меня интересовало, на каких условиях защитники потребителей оказывают эту самую защиту потребителю.
Ситуаций для примера было две - испорченная в химчистке шубка (реальная история, о которой мы расскажем чуть позже) и заплес­невевший торт.
Сотрудница одного из ОЗПП по поводу шубки проконсультировала меня по телефону, выдав общую в этих случаях информацию: я имею право получить компенсацию за испорченную вещь, если у меня есть документы, подтверждающие, что шубку я сдавала именно в эту химчистку, или требовать устранения последствий некачественной чистки. Но в любом случае с ситуацией нужно разбираться конкретно. В этом случае личная консультация юриста стоит 2 тысячи тенге. Написать заявление в суд и там представить мои интересы обойдется мне как минимум в 15 тысяч тенге. Все зависит от сложности дела. Сложность оценивает директор ОЗПП лично. Он же и решает, будет ли потребитель в случае удовлетворения исковых требований платить обществу еще дополнительно 10 процентов вознаграждения от выигранной суммы или не будет.
Что касается испорченного тортика, то здесь меня расстроили - за такую категорию дел (касающуюся продуктов питания) защитники не берутся. Невыгодно.
Обращаюсь во второе по списку ОЗПП. Совершенно бесплатно консультируют по телефону, но, опять-таки, общими фразами. И на том спасибо. Все остальное - написание искового заявления, представительство в суде - платно. Сколько? Все зависит от стоимости шубки. Называю цифру наугад - 200 тысяч тенге. Получаю ответ - примерно 65 тысяч тенге за услуги юриста. Стало быть, шубка подороже потребует куда больших денег для защиты.
От ситуации с тортиком также отмахнулись. Зато долго сетовали на беспредел со стороны торговцев - обман, обвес, некачественный товар. В конце концов в сердцах порекомендовали пойти с тортом и чеком к продавцу и, простите… дать в морду. Но если я уж слишком хочу, чтобы меня защитили, то должна заплатить 65 тысяч тенге. Стоимость тортика, если что, 2500.
Звоню наконец-таки во всем известную Национальную лигу потребителей. На пятый день подозрительного молчания телефонов в Алматы дозваниваюсь до головного офиса в Астане. Прискорбная новость - представительство в южной столице закрыто. Когда возоб­новит свою работу и возобновит ли вообще - большой вопрос. Причина проста - защищать потребителей нынче невыгодно. Астанчанам пока повезло: за 2 тысячи тенге можно получить консультацию юриста этого общественного объединения (в прошлом году, как мне известно, эта услуга в Алматы стоила 5 тысяч тенге). Предъявить претензию от имени лиги стоит уже 15 тысяч тенге. А вот участие в суде обойдется как минимум в 75 тысяч (в прошлом году мне называли цифру в 100 тысяч тенге) . Ну а торт мой, как и тортики астанчан, остался без внимания. С ним мне посоветовали идти прямиком в департамент по защите прав потребителей. Именно так сегодня именуются бывшие СЭС - санитарно-эпидемиологические станции. Это государственный орган, уполномоченный проводить экспертизу продуктов питания и четко выстраивать отношения с нерадивыми продавцами и производителями. Я так думала. Напрасно.

Почём меморандум?
Как выяснилось, департамент по защите прав потребителей, куда я обратилась как потребитель все с теми же вопросами - шубка и тортик, если и может меня защитить, то только в плане разъяснения мне Закона “О защите прав потребителей”. Выехать на место с проверкой сотрудники департамента не могут - не наделены такими полномочиями. Как и не наделены полномочиями административного воздействия. Надежда появилась, когда сообщили, что мне реально могут помочь общества защиты прав потребителей, с которыми у департамента заключен меморандум о сотрудничестве. “Платно?” - спросила я. “Не знаем”, - ответили мне и принялись диктовать номера телефонов. По первому номеру я уже звонила и с расценками на защиту была знакома. Звоню по второму. Меня предупреждают сразу - все услуги платные. “А меморандум?” - робко напоминаю я. “Ну и что?” - парируют в ответ. В итоге досудебное разбирательство обойдется мне в 5 тысяч тенге, судебное - около 50-70 тысяч тенге.

Защищать, так миллионы
Не сдаюсь и нахожу частные юридические конторы, которые среди прочих услуг заявляют о защите прав потребителей. Консультировать по телефону даже общими фразами в одной наотрез отказались. Прийти и побеседовать с юристом стоит 12 тысяч тенге. Это без написания каких-либо заявлений. Стоимость участия в суде зависит от стоимости шубки. Ценник на меховое изделие в 200 тысяч тенге - защита в 70 тысяч как минимум.
Другая юридическая фирма, обе­щающая защиту потребителям, как выяснилось, защищает только тех, кого обидели как минимум на пять миллионов тенге. А стоимость юридических услуг за такую защиту - от двух тысяч долларов. По мелочам напрягаться частным адвокатам смысла нет.
Значит ли это, что нужно закрыть глаза на заплесневевший торт или просроченный йогурт? На испорченную в химчистке шубку или некачественно сделанный маникюр? Ни в коем случае. Что делать? Защищать себя самим. Как? Повышать потребительские знания. С учетом того, что у нас доб­рая половина населения - дипло­мированные юристы, сделать это несложно.

Наталья МОЖАРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть