2337

У кого детки - у того и бабки

Чиновники от образования подвели промежуточные итоги апробации механизма подушевого финансирования школ

Уже первый год работы пилотной системы, которую собираются внедрить во всех общешкольных учреждениях страны, выявил немало изъянов и перекосов. Об этом мы поговорили с президентом АО “Финансовый центр” Министерства образования и науки страны Рамазаном АЛИМКУЛОВЫМ (на снимке).

Напомним: новая система финансирования школ предусматривает разные нормативы затрат на ученика для каждого уровня образования - начальных классов, среднего и старшего звена, при этом объем субсидирования учебного заведения напрямую зависит от количества учеников. То есть чем больше детей, тем большую сумму получает школа.
Сегодня в подавляющем большинстве казахстанских школ работает старая система. Директор заранее направляет в местные акиматы документы, в которых указывает необходимые затраты на содержание коллектива и самой альма-матер. Заявку рассматривают и выделяют из местного бюджета энную сумму, которая впрямую не зависит от количества учеников, занимающихся в школе. В результате получается так, что в среднем затраты на обучение отдельно взятого ученика в разных школах отличаются в разы! От ста тысяч до 400 тысяч тенге. В самых невыгодных условиях, понятное дело, оказываются переполненные школы.
Ситуацию решили выровнять, но в итоге все перевернулось с точностью до наоборот - теперь финансовое преимущество оказалось как раз-таки у переполненных школ!
- Пока у нас нет учебных заведений, участвующих в нашем пилотном проекте, которые стали получать намного или ощутимо меньше, чем до внедрения этой системы. Хотя в дальнейшем они могут появиться, и это в первую очередь коснется школ с небольшим количеством учеников, - делится первыми итогами новации глава “Финансового центра” Мин­обрнауки. - Поэтому нам нужно предпринимать какие-то меры, чтобы сбалансировать эти моменты. Так, чтобы не было ситуации, когда густонаселенная Южно-Казахстанская область получает огромное количество денег, а в Акмолинскую уходят незначительные средства.
- Но ведь изначально речь шла о том, что с введением системы подушевого финансирования появится норматив заполняемости классов: не более 25 учеников в городских школах и не более 20 - в сельских. Это помогло бы автоматически уравнять условия, в которых находятся школы. Или от этого ограничения решили отказаться?
- Ситуация складывается несколько иная. Приведенные вами нормы установлены санитарными правилами, и к их выполнению нужно стремиться, но нельзя забывать и о наших реалиях. Есть переполненные школы с дефицитом мест. Администрация по объективным причинам не может дробить большие классы на меньшие из-за того, что элементарно не хватает помещений. С другой стороны, есть популярные учебные заведения, в которые все стремятся попасть.
Так что пока действует такое правило: если контингент обучающихся превышает установленный предел, то размер средств, выделяемых из бюджета на последующих, скажем так, сверхнормативных детей, снижается. То есть, условно говоря, если в классе 25 учеников, то на обучение каждого из них выделяются положенные 100 тысяч тенге в год, на 26-го - уже 96 тысяч тенге, на 27-го - еще плюс 95 тысяч и так далее по снижающей траектории. Это, подчеркну, условные цифры, этот механизм нельзя персонифицировать, но тенденция, надеюсь, понятна.
И в результате сейчас, на данный момент, в рамках опытного проекта подушевого финансирования школ, принимающих участие в пилотном проекте, на одного ребенка выделяется в среднем 217 тысяч 603 тенге в год.
- Но тогда, получается, у директора сохраняется заинтересованность в том, чтобы набирать как можно больше учеников. И не важно, что они будут учиться в классе из 40-45 учащихся.
- Да, такой момент есть. Апробация показала, что сознательные руководители, получив дополнительные средства, стали дробить переполненные классы. Но есть и те, которые не хотят этого делать - им невыгодно. Ведь тогда нужно будет изыскивать дополнительные средства на оплату новых педагогов, выделять помещения. Именно поэтому мы собираемся пересматривать механизм финансирования переполненных классов. Пока трудно сказать, как именно он будет меняться. Возможно, мы резко снизим сверхлимитное финансирование. За 26-го ученика будем платить не 96 тысяч, а, допустим, только 50 тысяч тенге.
Кроме того, нам нужно защитить небольшие учебные заведения. Да, в программу подушевого финансирования не входят малокомплект­ные школы - те, в которых учатся до 280 детей. Средства на их содержание будут выделять по старой системе. А еще есть такие общеобразовательные учреждения, в которых 300 учеников. Но разве 20 человек что-то меняют? Поэтому нам нужно что-то придумать и для таких школ.
- Вы говорите о том, что школы с большим и маленьким количеством учеников следует постепенно уравнять. При этом один из постулатов системы подушевого финансирования - стимулирование конкуренции между школами с поощрением лучших, тех, учеба в которых ценится и престижна. Нет ли здесь противоречия?
- Да, противоречие есть, и других проблем много, и нам все предстоит решить. Изначально речь шла о том, что уже с 2015 года новая система будет внедрена во всех школах Казахстана. Но из-за большого количества нерешенных вопросов сроки пришлось сдвинуть.
Так что в следующем учебном году будет продолжена апробация проекта в тех же 63 школах. Предстоит отрегулировать множество вопросов, в том числе источники финансирования. Сейчас деньги на пилотный проект выделяются из республиканского бюджета, а все остальные школы, работающие по-старому, получают средства на свое содержание из местного. Откуда будут выделяться средства после повсеместного внедрения программы, пока непонятно. Какой будет организационно-правовая форма школ?
Мы обозначили проблемы и сейчас готовим несколько проектов их решения. В ближайшее время в Министерстве образования и нау­ки будет организована рабочая группа по вопросам подушевого финансирования школ. Надеюсь, что до конца года мы сможем ответить на все возникающие вопросы.

Оксана АКУЛОВА, фото Тимура Батыршина, Алматы

Из досье

- Пилотный проект запустили 1 сентября 2013 года в 50 школах Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей. В этот список попали городские - в Кокшетау, Шымкенте и Усть-Каменогорске - и сельские. Самые обычные и имеющие статус гимназий и лицеев учебные заведения.
- С января 2014 года к апробации этой системы подключили еще 13 школ Акмолинской области. Поначалу их сотрудники восприняли новшества с недоверием. Педагоги не понимали, что именно им предлагают и как это отразится на их жизни, а главное - зарплате. Но постепенно ситуация выровнялась.
- В рамках внедрения подушевого финансирования в школах появились фонды стимулирования, из которых выделяются средства на поощрение лучших учителей. Они получают надбавки за результаты своей деятельности и повышение качества образования. Стал ученик победителем Олимпиады или выиграл какой-то конкурс, организовал учитель дополнительные занятия, прошел курсы повышения квалификации - все это отражается на зарплате. Механизм оказался действенным. За последний учебный год в пилотных школах с 13 до 21 процента увеличилось число работников, повысивших свою квалификацию. Среднемесячная зарплата педагогов выросла с 72 тысяч тенге до 105 тысяч тенге.
- Улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся и средний показатель ЕНТ - с 71 до 76 баллов. На пять процентов стало больше учеников - победителей, призеров, лауреатов различных конкурсов и соревнований.

Поделиться
Класснуть