4273

Умный, но не очень

В этом году в Алматы начнут реализовывать сразу несколько умных проектов. Один из главных -установка еще 152 постов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, которые будут распознавать не три, как сейчас, а сразу пять нарушений. Чего еще ждать горожанам, рассказал руководитель офиса цифровизации Центра развития Алматы Руслан МАМУНОВ.

- Руслан, сначала мне бы хотелось узнать, считаете ли вы, что сегодняшний Алматы - умный город? Оцените его по условной шкале: умный; не умный, но хочет таким казаться; не дурак, хотя таким и кажется.
- Знаете, все познается в сравнении. Если брать Казахстан в целом, то я могу сказать, что Алматы является наиболее умным городом в нашей стране.
- Давайте не о Казахстане, а все-таки о других мировых городах.
- (Улыбается). Тут я могу прикрыться цифрами. У нас был совместный проект с международной компанией IDС, которая, говоря простым языком, оценивала, насколько Алматы умный город. У них есть своя научно обоснованная методика, используя которую они исследовали более тысячи городов. Так вот Алматы получил оценку 1,7 из пяти возможных.
- То есть неудовлетворительно.
- Не совсем так. Это не то же самое, что отметка в школе. Эта ступенчатая шкала: ноль - полное отсутствие умных технологий в городе, один - начинается внедрение каких-то проектов. Могу сказать, что по результатам работы за 2017 год Алматы поднялся где-то до уровня двух баллов. Это значит, что в городе есть какая-то четкая система и, опираясь на нее, реализуются проекты, благодаря которым города и называют умными.
- Большинство горожан имеют очень приблизительное представление о том, что такое smart sity. Наверное, если остановить людей и попросить их назвать какой-нибудь умный проект, они вспомнят разве что системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, которые висят на перекрестках.
- Почему же? Мне кажется, они вспомнят и систему электронного билетирования “Оңай!”, и платные парковки A-Parking. Но, конечно, не только за счет их реализации город получил те самые баллы.
- А я вот сразу вспоминаю не про баллы, а про деньги: за счет одного из этих проектов бюджет получил миллиарды тенге - я про систему видеофиксации. Вот это действительно удачная находка для акимата.
- Сейчас планируется вторая очередь этого проекта. На данный момент в Алматы установлено 104 поста фото- и видеофиксации, появится еще 152. Насколько я помню, установка камер начнется с ноября 2018 года и закончится до конца 2019-го.
- Уже есть список улиц?
- Да, он уже определен. Могу сказать, что системы фото- и видеофиксации появятся по всему городу, практически на всех крупных перекрестках. Ими будут оборудованы и все въезды в Алматы - тогда мы сможем точно подсчитать, сколько машин въезжает и выезжает из мегаполиса. Будет еще одно очень важное новшество: расширится список нарушений, которые смогут фиксировать камеры.
- Сейчас их три: выезд за стоп-линию, превышение скорости и проезд на запрещающий сигнал светофора. А будет?
- Пять или даже шесть: будет фиксироваться выезд на встречную полосу, на занятый перекресток и, возможно, на выделенную полосу для движения общественного транспорта (этот момент еще обсуждается). Причем так будут работать все посты фото- и видеофиксации - и те, которые есть сейчас, и те, что мы установим. Эта система работает с 2012 года. За это время накопилось огромное количество данных, которые можно анализировать. С их помощью можно понять, какие машины куда движутся, попытаться подсчитать среднюю скоростью в городе или на определенных перекрестках, использовать это для регулировки режимов работы светофоров.
- Но это далекие перспективы. Давайте о том, что ждет алматинцев в ближайшее время. Или система фото- и видеофиксации пока единственный проект, на который точно (понятно почему) дадут деньги?
- Нет, есть еще два проекта. Первый из них “Жолак” - это система видеонаблюдения, которую устанавливают в автобусах и троллейбусах, движущихся по выделенным полосам. Вы, наверное, слышали, одну такую камеру недавно тестировали в Алматы. Эффект получился, мягко говоря, ошеломительным. Само устройство стоит около 250 тысяч тенге, и всего за три дня оно зафиксировало штрафов больше чем на миллион. То есть камера реально работает и может дисциплинировать водителей.
- Городские власти заявляли, что теперь ими оборудуют общественный транспорт.
- Здесь есть свои тонкости, о которых нам сказали представители ДВД: для того чтобы предъявить нарушение Адмкодекса, нужно, чтобы на видео одновременно были и нарушитель (который паркуется, останавливается или движется по выделенной полосе), и знак, обозначающий ее границы. Получается, что их нужно вешать чуть ли не каждые десять метров, чего мы, естественно, делать не будем. Поэтому мы предлагаем поставить на камеру, которая будет работать в автобусе, GPS-датчик. По координатам можно будет доказать, что автомобиль находился (например, был припаркован) на выделенке. Но чтобы это использовать, нужно внести соответствующую норму в ПДД.
- А на это, как показывает прак­тика, может уйти пару лет.
- Я согласен с вами, но все-таки одна ремарка. Сейчас еженедельно проходят селекторные совещания с Министерством информации и коммуникаций, канцелярией премьер-министра, на которых обсуждаются вопросы цифровизации. Мы озвучиваем проблемные вопросы, и они их решают. Поэтому и те согласования, о которых я говорю, должны пройти быстрее. Сейчас идет подготовка конкурсных процедур, мы определяем, будет ли эти камеры закупать акимат или удастся привлечь какую-то компанию, которая захочет зайти в эту сферу в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Сколько на это понадобится средств, будет зависеть от количества автобусов, которые мы начнем оснащать системой “Жолак”. Пока мы не рассматриваем частные автопарки, ставить их будем только в муниципальных автобусах.
- Но у нас, по сути, всего один такой автопарк, и обслуживает он меньшую часть маршрутов.
- Но все-таки нужно с чего-то начинать. Мы не хотим идти к частным перевозчикам, так как есть риск, что эти устройства будут снимать или ломать водители.
- Когда система “Жолак” появится в автобусах?
- Мы планируем купить и установить камеры в этом году. Помимо этого есть еще один проект. Одна крупная американская компания (ведущий поставщик телекоммуникационного оборудования в мире) предложила нам реализовать в Алматы пилотный проект интеллектуальной транспортной системы. Он состоит из четырех частей. Первое направление - умные светильники. В них встроен специальный датчик, который определяет уровень освещенности на улице. В соответствии с этим лампы регулируют свою яркость. Сейчас мы определяем улицы, на которых они могут появиться.
Второе связано с системой платных парковок. Мы возьмем три-четыре самые загруженные и установим на них специальные камеры, информация с которых будет автоматически уходить на сервер обслуживающей компании. На этих участках не нужны парковщики, все будут проходить без вмешательства человека. К тому же благодаря этой системе горожане смогут видеть, есть ли на паркинге свободные места. Эта информация будет доступна на медиабордах и в мобильном приложении. Есть еще один проект по анализу количества пешеходов, которые проходят по улицам до и после их реконструкции. Сейчас мы определяем, как именно мы это будем делать. Есть несколько вариантов, мы определяем, какой именно выбрать. Но самое главное направление этого “пилота” - установка камер на заторообразующих перекрестках. Она нужно для того, чтобы понять, почему на определенном участке образуется пробка. Камера будет передавать картинку на сервер в режиме реального времени.
- Вы уже определили те перекрестки, на которых они будут установлены?
- Да, есть предварительный список (речь идет о пересечении Абая - Абылай хана, Тимирязева - Байтурсынова, Достык - Омарова, Абая - Саина, Саина - Жандосова, Саина - Шаляпина, Рыскулова - Момышулы. - О.А.). Мы уже начали работу по всем направлениям. Конец пилотного проекта - октябрь 2018 года. К этому моменту мы уже должны получить какие-то результаты и понять, нужен ли он городу.
- А теперь вопрос из народа: зачем тратить деньги на все эти проекты, если в городе куча более важных проблем, которые нужно было решить еще вчера?
- Я не могу сказать, что на это понадобятся большие деньги. Те четыре проекта, о которых я только что говорил, бесплатные, их в рамках “пилота” на свои средства будет реализовывать компания-разработчик.
- Бесплатным будет только пилотный проект. Если город решит его внедрить, на это все равно придется тратить бюджетные деньги.
- Да, но использовать его мы будем лишь в том случае, если он докажет свою состоятельность, от него будет социальный и экономический эффект. К тому же мы всегда рассматриваем вариант ГЧП. Что представляет себе обыватель, когда слышит фразу “умный город”? Моргающие светофоры, информационные щиты - все светится, переливается. На самом деле, чтобы сделать город умным, достаточно обеспечить взаимодействие разных систем - акимата, ДВД, КГД, здравоохранения. Это реально облегчает жизнь людей, это наша задача.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее