2961

Вас зовут из подземелья!

Как горняков поднимали на-гора

В ночь на пятницу произошла разрядка в самом, пожалуй, сложном трудовом конфликте уходящего года: горняки бастовавших в течение четырех суток шахт АО “АрселорМиттал Темиртау” поднялись из забоев на поверхность и отправились по домам. Прокуратура дала письменную гарантию, что шахтеров оградят от уголовного преследования за участие в этой забастовке, и это, возможно, послужило одной из главных причин ее прекращения. Ведь накануне администрация АМТ забросала исками несколько судов с требованием признать акцию протеста незаконной со всеми отсюда вытекающими...

Четвертый день забастовки выдался весьма напряженным. Начатые ранее переговоры, по сути, зашли в тупик: шахтеры по-прежнему требовали стопроцентной прибавки к жалованью, а руководство “Арселора” уперлось: мол, не будем повышать зарплаты горнякам более чем на 30 процентов, и все тут.
Примечательно, что побывавший накануне на шахте “Тентекская” генеральный директор АМТ Парамжит КАЛОН не стал встречаться с бастующими горняками, хотя они желали с ним побеседовать. Он прибыл туда в сопровождении нескольких охранников и пообщался только с представителями властей и профсоюза угольщиков “Коргау”. Тогда же стало известно, что компания подала два иска в суды с требованием о признании забастовки незаконной.
В базе Верховного суда стали появляться постановления о принятии исков “Арселора”. Так, выяснилось, что их число возросло до шести - они подавались в районные суды по территориальному расположению шахт. А вскоре появилось определение Шахтинского горсуда, предписывающее немедленно приостановить забастовку из-за угрозы подрыва здоровья горняков и опасности возникновения аварий в шахтах. Соцсети взорвались: как? государство встало на сторону работодателя?!
Однако, если отбросить эмоции, суд принимал такое решение в соответствии с действующими у нас законами. Помните ведь, как еще в самом начале конфликта сотрудники АМТ заявляли о незаконности акции протеста в связи с тем, что она не была ни с кем согласована и никем не санкционирована? А значит, по мнению администрации компании, следовало непременно наказать ее зачинщиков и участников. Но прежде их еще нужно было поднять из подземелья. И был момент, когда беспокойство следящих за развитием событий казахстанцев стало нарастать: каким образом это будет сделано?
Можно и даже, наверное, нужно сейчас ругать наших чиновников за то, что не сумели предотвратить жесткого противостояния крупной иностранной компании с ее работниками. И за то, что им понадобилось аж четыре дня для достижения хоть какого-то компромисса между конфликтующими сторонами. Но фактически власти все-таки заняли позицию горняков, сумев обезопасить их от грозившего им уголовного преследования. Какими юридическими нормами такая “дипломатия” будет обоснована, пока неясно, но то, что появилась письменная гарантия прокуратуры по столь болезненному вопросу, уже хорошо.
Впрочем, о гарантии стало известно далеко за полночь. А до этого наш корреспондент побывал на бастовавших шахтах. На “Тентекской” был своеобразный штаб, где велись переговоры. Во избежание провокаций проход на территорию чужаков строго, но вежливо пресекался охранниками.
К десяти часам вечера 14 декабря появилась информация, что четыре делегации переговорщиков отправились в забои к горнякам, чтобы вновь попытаться уговорить их подняться на-гора. На этот раз у них на руках был мощный мотивирующий козырь: то самое определение Шахтинского горсуда о приостановке забастовки. Не оповестить о нем шахтеров чиновники просто не имели права. Но многие наблюдатели со стороны восприняли это как угрозу. Ситуация заметно накалилась. Это было видно по настроению бастовавших на поверхности горняков шахты “Казахстанская”, с которыми нам удалось пообщаться.
- Суд принял такое решение, что теперь нам грозит уголовная ответственность. Что теперь будет, не знаем. Сейчас находящиеся внизу ребята должны все решить, - расстроенно говорили они по пути к стволу, по которому поднимается клеть из подземелья.

Выход из чрева шахты окружила толпа человек в шестьдесят. Послышался звук приезда клети и - смех.
- Они там смеются! - с некоторым изумлением отметили шахтеры и стали ждать, когда их коллега откроет створки.
На поверхность высыпала группа чиновников, возглавляемая акимом Карагандинской области Ерланом КОШАНОВЫМ и исполнительным директором АМТ Вадимом БАСИНЫМ. Настала их очередь удивляться столь неожиданной встрече, однако они быстро соориентировались. И тут стало понятно, что дежурившие наверху горняки не вполне владеют ситуацией. Потому что с ними никто толком не делился информацией о происходящих событиях. Оттого они и отправляли в соцсети то, что им удавалось самостоятельно выяснять - какие-то обрывочные сведения.
По идее, общением с шахтерами должны были заниматься представители профсоюза угольщиков “Коргау”, но они, похоже, контактировали лишь с избранными в инициативную группу горняками. Поэтому совершенно неудивительно, что в шахтерскую среду вклинились местные общественники, которым бастующие стали доверять больше, чем родному профсоюзу. Деятельности этих добровольных помощников сейчас дает оценку прокуратура, поскольку именно туда обратился с заявлением председатель проф­союза “Коргау” Марат МИРГАЯЗОВ.
По его мнению, Наталья ТОМИЛОВА, Дмитрий СЕНЯВСКИЙ и гражданин КОЖАБЕКОВ составили фиктивный протокол собрания работников шахты “Казахстанская” и якобы получили согласие находившихся под землей горняков на представление их интересов. Этот протокол, со слов Миргаязова, не был никем подписан и потому намерения общественников диктовать условия работодателю нелегитимны. Кроме того, в своем заявлении он отметил, что вышеназванные люди пытались дестабилизировать обстановку, уговаривая шахтеров остаться под землей и идти до конца.
Не беремся судить, кто в этой ситуации прав, но стоит отметить, что профсоюзам самим бы не мешало организовать полноценное общение с шахтерами. Если бы они могли своевременно узнавать подробности переговоров и быть уверенными в том, что профсоюз на их стороне, глядишь, и никакие общественники не понадобились бы.
Между тем, как мы уже рассказывали, Ерлан Кошанов сообщил, что все горняки шахты “Казахстанская” согласились выйти на поверхность. А следом появились первые из них. Коллеги встретили их аплодисментами и ободряющими криками. Примечательно, что у выбравшихся на-гора шахтеров не было никакого сожаления по поводу того, что администрации АМТ и властям удалось-таки вытащить их из забоя. Скорее, облегчение из-за наступившей развязки.
- Нас, конечно, не устраивает повышение зарплат на 30 процентов. Но дальнейшие переговоры мы будем вести наверху за столом переговоров, - пояснили они по пути в душевую.
- Вас пугали уголовной ответственностью?
- Нам рассказали о незаконности нашей забастовки, но прокурор дал гарантии, что нам за это ничего не будет. Поэтому решили подняться, - сообщили горняки.
К двум часам ночи все люди, находившиеся в забоях четырех шахт в течение четырех суток, отправились отдыхать по домам.
Кстати, руководство “АрселорМиттал Темиртау” приняло решение выплатить своим работникам премию в размере месячного оклада и предоставить им один выходной день - 15 декабря.

Ирина МОСКОВКА, фото и видео автора, Караганда

Когда верстался номер

Как сообщила вчера пресс-служба АО “АрселорМиттал Темиртау”, компания приняла решение не привлекать сотрудников угольного департамента, принявших участие в несанк­ционированной забастовке, к уголовной ответственности и административному наказанию в виде увольнения. Исковые заявления, поданные к работникам шахт, будут отозваны в ближайшее время.

Поделиться
Класснуть