2997

Какой станет природа Казахстана через 20, 30, 50 лет? Заглянуть в будущее нам помог Роман ЯЩЕНКО, доктор биологических наук, вице-президент программы ЮНЕСКО “Человек и био­сфера” (МАБ) по Азии и Тихому океану, председатель Казахстанского национального комитета МАB, директор по науке Almaty Management University.

- Площадь казахстанских лесов составляет сегодня 4,6 процента от всей территории страны. Не превратится ли Казахстан в ближайшем будущем в пустыню?
- Главная угроза лесам - антропогенный фактор, то есть деятельность человека. Например, тугайных лесов 40-50 лет назад было гораздо больше. Когда на реке Или зарегулировали сток, изменился естественный гидрологический режим, тугайные леса стали сохнуть и сокращаться. Сейчас на Или их пытаются восстанавливать. На мой взгляд, самой большой угрозой для природы Казахстана за последние 20-30 лет являются пожары как по причине неосторожности, так и преднамеренные. Есть миф, что после пожаров трава будет расти лучше. Но после пожара резко сокращается разнообразие как видов растений, так и видов животных, в основном беспозвоночных. Если в горном арчовнике в заповеднике Аксу-Жабаглы на одном квадратном метре произрастает до 70 (!) видов растений, то после пожара их остается не более 20 видов!
Другой возможный фактор сокращения лесов - изменение климата. Такой вариант предусматривает смену влаголюбивых растений сухоустойчивыми. Но это не превращение в пустыню. Леса в Казахстане были и останутся.
- Какие животные исчезли в Казахстане за последнее время и какие сейчас под угрозой вымирания?
- Если какой-то конкретный вид не регистрируется в течение 50 лет, то он считается исчезнувшим. В Казахстане такими видами стали красный волк и туранский тигр. Последние достоверные научные находки туранского тигра сделаны еще в 1950-х годах. Поступали, правда, сведения, что у нас его видели в 60-х годах, в Иране и Таджикистане - в 70-х, но сейчас считается, что этот подвид тигра исчез. В планах зоологов восстановить в Казахстане популяцию тигра, но уже не туранского, а амурского. Задумывался такой проект: привезти сюда три-четыре особи, попытаться их акклиматизировать в наших условиях. Но проблема не в том, приспособятся ли они к нашим условиям или нет, проблема в том, что у них не будет достаточного питания, они выживут у нас только в полувольном содержании.
Кроме того, в Казахстане исчезло много беспозвоночных животных. У нас не хватает даже специалистов, которые могли бы это подсчитать. В катастрофическом положении находится сейчас снежный барс, который является символом Алматы. Барсов нужно охранять не только от браконьеров, но и от радикальных изменений той среды, в которой они живут. Захват земель, строительство новых домов, вырубка зеленых насаждений негативно сказываются на любой экосистеме.
В будущем опасность исчезновения грозит практически всем крупнокопытным, например архарам, сайгакам. Если будет похолодание, то те виды, которые живут на севере Казахстана либо в горах - марал, лось, заяц-беляк, уйдут на юг. При потеплении климата, наоборот, южные виды типа шакала или корсака уйдут на север.
- А с птицами что будет? Уже сейчас такое впечатление, что в Алматы остались лишь голуби и скворцы-майны...
- Птицы привязаны к зеленым насаждениям. В предгорных районах Алматы идет строительство, вырубаются леса. В итоге происходит обеднение видов птиц, их становится меньше в видовом отношении. Но угрозы исчезновения птиц нет. Они привыкают жить в самом городе, в зеленых зонах, в деревьях вдоль крупных магистралей.
- В Казахстане насчитывается более 50 тысяч видов насекомых. Заметим ли мы, если одного вида не станет? К примеру, в Астане к EXPO-2017 пообещали избавиться от всех комаров.
- В Астане не один вид комаров, их более двух десятков. Полностью уничтожить комаров невозможно да и не нужно, они играют очень важную роль в пищевых цепочках.
- В Казахстане регулярно происходят нашествия саранчи, появляются сведения о нашествии клещей, божьих коровок, каракуртов... Могут ли какие-то насекомые в будущем нас поработить?
- Тот или иной вид насекомых через определенное время всегда дает резкий рост численности. Ученый Чижевский связывал это со вспышками на Солнце.
Другая возможная причина - появление больших возможностей для питания. Например, негодное зерно, оставшееся на полях, привлекает насекомых. Те, в свою очередь, дают потомство, что и обеспечивает вспышку численности. Но когда изобилие пищи исчезает, природа сама восстанавливает равновесие.
- Помнится, ученые предлагали прокормить растущее человечество с помощью насекомых. Сможем ли мы перейти с бешбармака на жареную саранчу?
- Насекомых употребляют в пищу во многих частях мира. Одно время отечественные ученые предлагали использовать саранчу в виде органического порошка, чтобы использовать его в пищевой промышленности. Однако эта идея так и не была реализована. А если бы и была, то вряд ли товары из саранчи пользовались спросом - у казахстанцев богатый выбор продуктов.
Что касается проблемы голода, то насекомые ее не решат. Причины голода кроются в неравномерном социально-экономическом развитии и неправильном распределении ресурсов. Когда я учился в университете, наши преподаватели, ссылаясь на различные исследования, отмечали, что биосфера Земли способна прокормить не менее 30 миллиардов людей! Сейчас нас всего 7 миллиардов. Голод - это социальная проблема, и решать ее биологическим путем в корне неправильно.
- Некоторые ученые утверждают, что увеличение размеров помогает животным выживать. К примеру, увеличатся ли пауки до размера кошек?
- Не увеличатся. Конечно, меняются условия климата, какие-то виды приспосабливаются к ним и начинают меняться морфологически. Но эти процессы длятся миллионы лет! В холодном климате на севере оби­тают более крупные виды - за счет крупного объема они сохраняют тепло. На юге же происходит удлинение форм - поверхность тела южных животных больше их объема. Это необходимо для лучшей испаряемости влаги и последующего охлаждения организма животных.
Для изменения вида нужны миллионы лет. А вот появление новых признаков у видов посредством мутаций возможно. В Казахстане в генетических лабораториях практиковали появление новых признаков у насекомых путем химического, радиоактивного или иного воздействия на них. Но такие популяции с новоприобретенными в лаборатории признаками не прижились в природе. Другое дело, что насекомые приспосабливаются к изменяющимся условиям среды. Например, после того как на Или нарушился сток, сухоустойчивые насекомые заменили влаголюбивых.
- А вообще какой вид животных самый живучий? В одной передаче BBC прогнозировали: если вдруг исчезнет человек, то расплодятся кошки и собаки. Может ли быть такое?
- Кошки и собаки, выведенные искусственным путем и зависящие от человека, будут вымирать. Выживут только дикие животные, которые не зависят от людей. А если человек как вид исчезнет, то расплодятся грызуны - крысы. Вообще, каждый вид занимает свою нишу и тесно связан с другими организмами. Но прогнозировать, какие животные останутся в будущем, а какие нет, довольно сложно. Здесь нужно учитывать и температурный режим, и солнечные дни, и пропорции газов в атмосфере.
- А человек действительно может исчезнуть как вид?
- Достаточно всего лишь измениться пропорциям газов в атмосфере - и человечество может исчезнуть. Зависит, конечно, еще и от экологической пластичности, ведь человек живет как в горах, так и в низинах, но именно горные народности имеют шанс приспособиться.
Другая вероятность исчезновения человека - качество спермы. Согласно последним исследованиям количество сперматозоидов в сперме очень сильно сокращается. Мы можем прийти к тому, что случаи оплодотворения будут настолько редкими, что человек вымрет из-за отсутствия потомства. Мы живем в совершенно искусственной среде, оторвались от природы. Достаточно 100-150 лет, чтобы человек исчез как вид, если перестанет размножаться.
- Что же делать, чтобы спасти природу? Ведь мы сами тоже ее часть...
- Путь для спасения флоры и фау­ны я вижу через биосферные резерваты - особоохраняемые при­родные территории, признанные ЮНЕСКО международными. С 1971 года до настоящего времени во всем мире организован 651 био­сферный резерват в 120 странах. Но в Казахстане до 2012 года не было ни одного. Сейчас международное признание получили пять заповедников: Коргалжын, Алаколь, Катон-Карагай, Ак-Жайык и Аксу-Жабаглы, в наших планах увеличить их до десяти.
Биосферный резерват включает в себя три зоны. В основной зоне под охраной находятся самые ценные природные экосистемы, там редкие животные живут и размножаются, доступ человеку туда запрещен. Буферная зона опоясывает основную и предохраняет ее от внешнего воздействия, там могут бывать туристы. Трансграничная зона примыкает к буферной и находится в хозяйственном использовании, там живут и работают люди. Такой зоны в структуре наших национальных заповедников сегодня нет. Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК сейчас проводит работу по повышению качества управления нашими заповедниками. Те, которые получили международное признание, попадают в высшую категорию, что подразумевает более высокое финансирование и поддержку со стороны правительства.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из личного архива Романа ЯЩЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть