4447

Вода дырочку найдёт?

Несколько гидроэлектростанций в Восточном Казах­стане вызывают у специалистов сомнение: надежны ли эти сооружения и нет ли угрозы их прорыва? В первую очередь ученые предлагают обратить внимание на высокогорную каменно-набросную плотину Малоульбинского водохранилища (на верхнем снимке). По версии экспертов, этот объект находится в аварийном состоянии, и в случае ЧП в зону затопления могут попасть даже промышленные гиганты Усть-Каменогорска.

Озаботиться проблемой безопасности заставили обстоятельства: в прошлом году уровень воды в самом крупном водохранилище Восточного Казахстана - Бухтарминском - поднялся до критической отметки. Наполнение на проектную мощность в рукотворном море произошло впервые за 50 лет. В июне 2016-го в Усть-Каменогорске по этому поводу собрали оперативное совещание служб гражданской защиты под председательством заместителя министра внутренних дел Юрия ИЛЬИНА. Ильин по итогам заседания поручил провести моделирование ситуаций, связанных с возможными прорывами плотин или аварийными сбросами воды для каждого гидротехнического сооружения. Эксперты должны просчитать объем воды, который хлынет из чаши водохранилища в случае прорыва, предусмотреть различные варианты развития сценария, выяснить, с какой скоростью вода достигнет населенных пунктов и какие именно территории затопит. На основе расчетов было поручено отработать механизм оперативного взаимодействия всех служб, чтобы минимизировать потери во время возможной чрезвычайной ситуации.

- Прошел год, а поручение так и осталось невыполненным, - говорит старший научный сотрудник учебно-научно-исследовательского центра экологии на базе ВКГУ имени С. Аманжолова кандидат географических наук Анатолий ЧУРСИН. - Мало ли что может случиться? Сооружения стареют, нельзя исключать и сейсмичность региона, и даже вероятность теракта. Помимо Шульбинской, Усть-Каменогорской и Бухтарминской ГЭС в Восточном Казахстане есть еще одно опас­ное сооружение - Малоульбинское водохранилище недалеко от Риддера. Там дважды случались аварии - в 1999 и 2009 годах. В состав водохранилища входит каменно-набросная плотина с деревянным экраном высотой 34 с половиной метра, который постепенно рушится. Каждый год за зиму воду спускают до мертвого объема. С мая по ноябрь чаша наполняется. И так каждый год. Представляете, что происходит с деревом на протяжении почти 80 лет эксплуатации? Даже неспециалисту понятно, что все очень изношено.
По официальным данным, плотина пригодна для эксплуатации, однако ученые, по словам Чурсина, располагают доказательствами, что объект аварийный.
- Чтобы не допустить третьей аварии, в первую очередь нужно выполнить научно-исследовательские работы именно по каменно-набросной плотине Малоульбинского водохранилища, - считает Анатолий Чурсин.
Эксперты уже произвели предварительные расчеты.

- В 1979 году у нас уже был прорыв Тишинского водохранилища. Тогда прошли проливные дожди, воды в малых реках прибавилось, и чаша попросту переполнилась. Погибло шесть человек, был затоплен участок железной дороги, вода подступила к Усть-Каменогорской ТЭЦ, - рассказывает ученый. - Тогда хлынуло 1,5 миллиона кубических метров воды. При прорыве плотины Малоульбинского водохранилища объем воды будет гораздо больше.
По предположениям экспертов, в зону затопления могут угодить села Горная Ульбинка, Каменный Карьер, населенные пункты и дачные массивы на берегу Ульбы, промышленные гиганты Усть-Каменогорска - титано-магниевый комбинат, строящийся автозавод, один из автомобильных мостов города. Не исключено, что вода подступит к “Казцинку”, УМЗ, ТЭЦ.
Решение этого вопроса волнует не только сотрудников учебно-научно-исследовательского центра экологии. Необходимость разработки проекта моделирования ЧС на гидроэлектростанциях и их последствий прописана в приказе министра энергетики РК от 2015 года. Местные чеэсники тоже помнят о поручении шефа.
- Областной департамент по ЧС проинформировал акимат Восточно-Казахстанской области о необходимости проведения исследований и их финансирования, - сообщается на сайте Центра экологической безопасности. - Кроме того, еще в феврале было направлено письмо в республиканский комитет по чрезвычайным ситуациям с просьбой рассмотреть возможность выделения на эти цели средств из республиканского бюджета. Пока вопрос остается открытым.
В акимате Восточно-Казах­станской области говорят, что для решения проблемы требуются немалые средства - около 100 миллионов тенге.
- Вопрос начал двигаться, сейчас ведется переписка между Центром экологической безопасности и управлением экономики и бюджетного планирования области. Уточняются детали, от которых будет зависеть источник финансирования, - сообщил руководитель пресс-службы акима Восточно-Казахстанской области Нуржан ЕСЕНЖОЛОВ.

Елена СУПРУНОВА, фото предоставлено Анатолием ЧУРСИНЫМ и из открытых источников, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть