2577

Восток - дело учёное

За 25 лет суверенного развития Казахстан вошел в число 50 самых развитых стран мира, досрочно реализовал Стратегию-2030, начал осуществление Стратегии-2050, Плана нации “100 конкретных шагов: современное государство для всех”. Многие страны по несколько десятилетий добивались высоких результатов в образовании, здравоохранении, экономике. Нашей республике потребовалось на это всего 25 лет. 

По поручению главы государства в целях обеспечения до 2020 года 100%-го охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным обучением и воспитанием, а также в рамках реализации постановления акимата Восточно-Казахстанской области № 350 от 26 декабря 2014 года “О ходе реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в части обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением в Восточно-Казахстанской области” управлением образования разработан пошаговый план открытия и ввода дошкольных организаций на 2015-2017 годы.
В рамках реализации этого плана в 2015 году было открыто 35 дошкольных учреждений на 3318 мест, в том числе частных детских садов - 29 на 2452 мест, в 2016 году планируется открыть 29 дошкольных учреждений на 2830 мест, в том числе 17 частных детских садов на 1415 мест на сумму 232,0 млн. тенге. За первое полугодие 2016 года открыто три частных детских сада на 150 мест.
На 1 октября 2016 года в системе дошкольного образования области функционируют 796 дошкольных учреждений, в том числе детских садов - 274 с общим количеством детей 37 951, из них частных детских садов - 81 (28,7%) с охватом 10 116 детей (26,6%), 522 мини-центра,
в т. ч. один частный.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет в области составляет 98,5%.
Согласно анализу уровня социально-экономического развития по показателю “Доля детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением” охват на 01.10.2016 года составил 83,7%.
На 01.10. 2016 года в дошкольных учреждениях открыто 1305 мест:
- за девять месяцев 2016 года открыто 18 детских дошкольных учреждений на 666 мест, в том числе
- открыто 6 частных детских садов на 360 мест (в Абайском районе, с. Саржал, открыт частный детский сад “Толганай” на 50 мест, в Жарминском районе (с. Калбатау), за счет строительства открылся частный детский сад “Ер-Даурен” на 75 мест, в г. Усть-Каменогорске - частный сад “Айжан” на 25 мест, открыты частные сады ТОО “Шыгыс Балдырган” на 140 мест, за счет возврата здания бывшего детского сада, детский сад “Құлыншақ” на 50 мест, в Бескарагайском районе (с. Кананерка) открыт детский сад “Ер-Али-1” на 20 мест);
- открыто 3 мини-центра (в Зайсанском районе в с. Жарсу - на 25 мест; в Тарбагатайском районе в с. Сасанби - на 40 мест, в Семее в средней школе № 24 - на 7 мест);
- в Зайсанском районе в с. Дайыр открылись государственные ясли-сад “Балғын” на 50 мест;
- реорганизованы 8 школ на 184 места (в Урджарском районе реорганизовано 5 школ (бахинская школа-сад - на 25 мест, кишкенетауская средняя школа-сад - на 15 мест, баркытбельская средняя школа-сад - на 16 мест, тасбулакская средняя школа-сад - на 13 мест, батбактинская средняя школа-сад - на 8 мест, в Тарбагатайском районе - 3 на 107 (школа-сад “Толагай” - на 17 мест, жамбылская средняя школа-сад - на 20 детей, школа-сад “Жетиарал” - на 70 мест).
Также при действующих детских садах открыты дополнительные группы на 639 мест (в Бескарагайском районе открыта ясельная группа в детском саду “Айналайын” на 20 детей, в г. Усть-Каменогорске открыто дополнительно 100 мест в частном детском саду “Азамат”, в Урджарском районе приняты дополнительные дети в мини-центр на 419 детей, в Уланском районе - на 100 мест).
В 2017 году планируется открыть 19 дошкольных учреждений на 3600 мест, из них 4 частных на 500 мест.
С 2010 года по первое полугодие 2016-го открыто 170 детских садов, в том числе 78 частных детских сада (46%).
Охват дошкольным образованием за этот период увеличен на 27,3% (в 2010 году - 71,9%) и составил в 2016 году 99,2% при плане 98,4%, в том числе за счет открытия частных детских садов - 9,6% при плане 8%.
Таким образом, область выполняет показатели по обеспечению охватом детей качественным дошкольным воспитанием и обучением.
Примечание: в системе дошкольного образования области функционирует 785 дошкольных учреждений, в том числе детских садов - 282 с общим количеством детей 3795, из них частных детских садов - 81 (28,7%) с охватом 10 117 детей (26,6%), 503 мини-центра, в том числе один частный.
В Восточно-Казахстанской области в целях реализации программы “Балапан” с 2010 года
- построено 22 детских сада на 4470 мест;
- возвращено 21 бывшее здание на 2645 мест;
- открыто 81 частное дошкольное учреждение на 7129 мест;
- реорганизовано 52 школы в комплекс “школа - детский сад” на 1954 места;
- выкуплено 2 здания на 300 мест;
- восстановлено 4 здания на 305 мест;
- открыто 500 мини-центров и дополнительные группы в 9 действующих детских садах на 954 места.
За период с 1992 по 2015 год введено в эксплуатацию 170 объектов образования, в том числе 138 школ на 29 365 мест, 21 детский сад на 4190 мест, 4 пристройки спортивных залов к школам, 1 интернат на 100 мест, произведена реконструкция 7 объектов (школьных котельных, спортивных площадок, интернатов, инженерных систем).
Взамен аварийных школ введено в эксплуатацию 89 объектов на 16 824 ученических места.
В этом году осуществляется строительство 13 объектов образования, в том числе 12 школ на 5092 места (из них взамен аварийных 9 школ на 2692 места), один детский сад на 280 мест.
За счет средств Национального фонда РК в рамках программы “Нурлы жол” ведется строительство 6 объектов образования, в том числе 5 школ на 2120 мест (3 взамен аварийных на 920 мест и 2 по ликвидации 3-сменных занятий на 1200 мест) и детского сада на 280 мест в г. Риддере.
Кроме того, планируется ввод в эксплуатацию 7 школ на 2260 мест (из них 6 школ взамен аварийных на 1660 мест и одну школу по ликвидации 3-сменных занятий на 600 мест).
С 2002 года началось оснащение школ области кабинетами новой модификации. Так, с 2002 по 2015 год в 517 школ области поставлен 1671 кабинет новой модификации на сумму 6,1 млрд. тенге (в 2015 году приобретено 54 кабинета на сумму 130,9 млн. тенге). На 1 января 2016 года доля школ, оснащенных кабинетами новой модификации, составила 77,5%.
В 2016 году планируется при­обрести 22 кабинета новой модификации, в том числе ЛМК - 7, физики - 2, химии - 3, биологии - 10, за счет бюджетов городов и районов на общую сумму 102,7 млн. тенге. На 01.07.2016 г. поставлено 6 кабинетов (биологии - 3, химии - 2, ЛМК - 1).
Государственная программа информатизации системы среднего образования в стране, утвержденная распоряжением главы государства от 22 сентября 1997 года № 3645, заложила основы процесса информатизации школьного образования. Распоряжением президента от 22 сентября 1997 года № 3645 принята Государственная программа информатизации системы среднего образования на 1997-2001 годы. В Восточно-Казахстанской области с 1998 года была начата поставка компьютерной техники нового поколения, и уже в 2000 году 100% школ были ими обеспечены. В соответствии с Концепцией информатизации системы образования на 2002-2004 годы, принятой в 2001 году, финансирование информатизации образования осуществлялось за счет средств как республиканского, так и местного бюджетов.
С обеспечением компьютерной техникой организаций образования была поставлена задача снижения количества учащихся на 1 компьютер.
В 2002-2003 годах этот показатель составлял 44 ученика. В 2004 и 2005 годах - 36 и 32 соответственно. В период с 2005 до 2015 года показатель был снижен до уровня 8 учащихся на 1 компьютер.
За годы реализации программы в 2014 году уже 100% школ были подключены к сети Интернет. На сегодняшний день 360 (54%) школ из 667 подключены к сети Интернет по широкополосному доступу со скоростью до 10 Мб/с, в том числе 97 (14,5%) организаций - от 1 до 4 Мб/с, 217 (32,5%) - от 4 до 8 Мб/с по тарифному плану Mektep Unlimeted, и только 46 (6,9%) организаций имеют возможность подключения к сети Интернет с пропускной способностью до 10 Мб/с и выше.
С 1 сентября 2016 года в 26 школах введен элективный курс “Я - инженер”. Для подготовки педагогов к внедрению проекта с 27 по 30 июня на базе областной специализированной школы-лицея для одаренных детей в области математики, физики и информатики прошел обучающий семинар для учителей, которые сейчас работают с детьми по специальной программе.
Курс дает возможность развивать творческое мышление и сделать процесс обучения более интересным для учеников, позволяет ученикам интегрировать получаемые знания в рамках процесса образования на уроках математики, физики, информатики, черчения, трудового воспитания и увидеть, как изучаемые законы работают в жизни, самостоятельно спроектировав изделие и воплотив идею в жизнь. Проект предполагает обучение школьников региона передовым инженерным технологиям, 3D-моделированию и проектированию, способствует процессу развития практических навыков в работе с системой компьютерной трехмерной графики - PTC Creo. На сегодняшний день ведутся организационные работы по внедрению данного курса в учебную программу.
За истекшие 25 лет в нашей стране произошли значительные изменения в вопросах улучшения охраны прав детей. Усовершенствована нормативная правовая база, приняты социальные программы по повышению уровня жизни семьи, ликвидации сиротства, учрежден институт омбудсмена, функционируют ювенальные суды.
В результате принимаемых мер в нашей области с 2010 года на 11 единиц сократилась сеть организаций образования для данной категории детей.
Всего в области проживают 3205 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 932 воспитываются в интернатах. За последние 10 лет количество воспитанников организаций образования для детей-сирот сократилось более чем на 2000.
Всего только за последние 5 лет зарегистрировано более 400 кандидатов в усыновители, более половины из них уже усыновили детей.
Наша область первой в республике приняла и успешно реализует “Комплексный план по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2015 годы”. В рамках реализации плана 2040 детей закреплены за 1800 патронатными организациями, с которыми подписано более 1600 социальных контрактов. Патронатными предприятиями перечислено более 250 млн. тенге для дальнейшего приобретения квартир. Это позволило обеспечить жильем 562 ребенка.
Ежегодно проводится благотворительная акция “Мейірім”, в ходе которой активных участников награждают знаком “Друг детей Восточно-Казахстанской области”.
В области для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями функционируют 17 специальных организаций образования, 6 психолого-медико-педагогических консультаций, 12 кабинетов психолого-педагогической коррекции. Кроме этого 1194 ребенка с нарушением речи коррекционную помощь получают в 57 логопунктах организаций образования.
В специальных классах обучаются 748 детей при школах, 139 - в дошкольных организациях образования, 218 детей - в организациях профессионально-технического образования.
В декабре 2016 года будет сдана школа-интернат для детей с ограниченными возможностями “Аќ ниет” в г. Усть-Каменогорске, полностью адаптированная для нужд людей с ограниченными возможностями. В интернате будут проживать 100 детей-инвалидов с сохранным интеллектом, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения, слуха и речи.
Введение в эксплуатацию интерната позволит дополнительно увеличить охват детей инклюзивным образованием на 100 человек.
На сегодняшний день особое место среди проектов управления образования ВКО занимает проект “Окно в мир”, призванный обеспечить социализацию детей с особыми потребностями посредством информационно-коммуникационных технологий.
В Восточно-Казахстанской области проживают 14 547 детей с ограниченными возможностями, из них школьного возраста - 11 069. Из числа обучающихся на дому 999 детей 540 не имеют противопоказаний для работы с компьютером. Поэтому одной из задач управления образования является обеспечение школьников всем необходимым для приобщения к Всемирной паутине. Ежегодно в рамках данного проекта проводится отбор детей, которые в течение учебного года обучаются тьюторами. Нужно заметить, что сами дети проявляют интерес и высокую активность.
Продолжается работа по проектам “Казахстанский путь” - “Мəңгілік ел”, “Жүректен жүрекке” и “Тулек kz”.
В рамках акции “Жүректен жүрекке” - “От сердца к сердцу” управлением образования рассматривались обращения детей, содержащие просьбы о приобретении предметов первой необходимости: одежды, обуви, книг, развивающих игр, игрушек, спортивного инвентаря, других предметов и вещей для творческого развития ребенка. Цель проведения акции - привлечь каждого гражданина к благотворительной деятельности, общими усилиями помочь осуществить заветные желания наших детей и подростков. Обращения детей размещались на сайте управления образования в разделе “Жџректен жџрекке”, поэтому каждый желающий мог откликнуться и исполнить желание ребенка. Всего за время акции было размещено 2100 обращений детей.
Проект “Казахстанский путь” ориентирован на системную воспитательную работу по формированию “казахстанца нового поколения”. Именно поэтому он трансформирован под общенациональную идею и теперь носит название “Мəңгілік ел”. Проект “Мəңгілік ел” - мечта наших предков, наше общее будущее. В Плане нации “100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ” главы государства Нурсултана Назарбаева 89-м шагом являются разработка и реализация национального проекта “Нұрлы болашақ”, внедрение ценностей “Мəңгілік ел” в действующие учебные программы школьного образования. В школах ВКО сейчас открыты и действуют 20 воспитательно-образовательных центров “Мəңгілік ел”.
В целях повышения качества образования в ВКО в 2015 году запущен образовательный портал www.bilimvkoportal.kz. В рамках деятельности портала создана система открытого образования, сетевое сообщество ассоциаций учителей-предметников, обеспечена доступность новейших методических материалов и их архивов, созданы условия для саморазвития педагогов, внедрены системы сетевых рабочих мест для преподавателей. Организована дистанционная работа по подготовке к ЕНТ, а также работа с детьми-надомниками. В работе портала используется научно-педагогический потенциал области.
Портал дает новые возможности всем участникам образования: школьники получают возможность дистанционного обучения, в разделе “Виртуальная школа” родителям оказывается психологическая помощь и консультации, а для педагогов созданы ассоциации по специальностям и направлениям работы.
Также портал является платформой для новых проектов в сфере образования, предусматривающих дистанционное образование и мониторинг полученных знаний школьников.
В ВКО одним из первых внедряется проект “Күнделік.kz” - это интернет-портал, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования. 102 школы области определены пилотными для запуска данного проекта.
Работники сферы образования нашего региона проявили живой интерес к новому проекту. Ведь система объединяет возможности электронного документооборота для образовательных организаций и инструменты социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и учениками.
Школы, вошедшие в проект, обеспечены высокоскоростным Интернетом. Данными работами занимается АО “қазақтелеком”.
Управлением образования проведен семинар для участников проекта. В текущем учебном году из каждой пилотной школы в проекте участвовали по три класса. В новом учебном году планируется запустить систему в полном объеме.
По результатам внедрения системы наш регион занимает лидирующее положение по республике.
Проект управления образования “Сайт tylek.kz выпускники ВКО” был разработан в конце 2013 года по инициативе акимата.
С 2010 года в области стартовала акция “Туған жерге - тағзым”. В ней участвуют успешные выпускники, которым не безразлична судьба малой родины. Сейчас многие из них живут за пределами Восточного Казахстана, но по-прежнему интересуются нуждами сельчан, земляков и готовы им помогать. Меценаты не только поддерживают ветеранов войны, спортсменов, многодетные семьи, но и сами участвуют в строительстве социальных объектов. Акция еще раз подтверждает патриотизм, уважение к родине на конкретных примерах и конкретных делах. Логическим продолжением этой акции стало создание сайта выпускников школ нашей области. Основной целью сайта является привлечение внимания бывших выпускников к нуждам родной школы, родного села.
За время работы сайта в базу данных выпускников было введено более 646 тыс. выпускников школ и колледжей области начиная с 1980 по 2016 год выпуска.
Сайт был разработан и запущен в работу с конца 2013 года. Однако после проведенного мониторинга его функционирования в прошлом году была проведена работа по его модернизации и переводу на новую платформу. Полностью обновлены дизайн и база данных выпускников. Работа ведется в режиме социальной сети, где каждый выпускник (начиная с 1980 года выпуска) может создать свой профиль и общаться со своими одноклассниками, вспомнить школьные годы, выложить фотографии, найти своих школьных друзей, ознакомиться, кто и какую помощь оказал школе, самому принять участие в акциях и мероприятиях в режиме онлайн. В разделе “Моя история успеха” каждый желающий выпускник может рассказать о своих достижениях. В разделе “События” учебные заведения области размещают информацию о предстоящих мероприятиях, имеют возможность пригласить на свои праздники земляков.
Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования в старшей школе и вузах. Главная цель - повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.
В рамках реализации Комплекс­ного плана внедрения трехъязычного образования в школах Восточно-Казахстанской области на 2015-2019 годы с финансовым обеспечением в 1,338 млрд. тенге издан приказ № 136 от 10.02.2016 года министра образования и науки “О проведении апробации по трехъязычному образованию в организациях всех уровней образования Восточно-Казахстанской области на 2015-2019 годы”, разработана “дорожная карта” по апробации Комплексного плана по развитию трехъязычного образования на 2015-2019 годы, согласованная с МОН РК.
С начала 2016 года проведена диагностика 1150 учителей английского языка, 979 учителей казахского и 889 учителей русского языков. По полученным данным, в ВКО на базовом (А2) и элементарном (А1) уровне владеют языком 623 учителя английского языка, 41 учитель казахского языка школ с русским языком обучения, 238 учителей русского языка школ с казахским языком обучения.
В период с 28.03.16 г. по 2.04.16 г. прошли курсы повышения профессионального уровня владения языком 210 учителей, с 25 по 30 апреля 170 учителей казахского языка в школах с русским языком обучения и учителей русского языка в школах с казахским языком обучения прошли курсы повышения уровня владения языком (всего 380 человек).
Членами рабочей группы совмест­но с учителями казахского, английского, русского языков проведен сравнительный анализ уровневых учебников казахского языка под авторством ОРАЗБАЕВОЙ Ф. Ш., русского языка под авторством д. п. н., профессора ХАМРАЕВОЙ Е. А., декана факультета Московского государственного педагогического университета РФ, и учебников английского языка под издательством Cambridge University Press.
С августа этого года по итогам диагностики (в соответствии с уровнем владения языком А1, А2, В1, В2, С1, С2) 3248 учителей казахского, русского и английского языков как второго проходят курсы по методике преподавания языковых дисциплин. Учителя английского языка дополнительно проходят подготовку к сдаче международного экзамена ТКТ (Teaching Knowledge Test) с прямыми носителями языка. Курсы проходят в городах Усть-Каменогорске, Семее и Зайсане.
Вместе с тем созданы необходимые условия успешного формирования языковых навыков школьников по четырем видам речевой деятельности:
1) приобретено 341 535 экземпляров единых учебников и учебно-методических комплексов по английскому языку с 1-го по 11-й класс на сумму 509 млн. 648 тыс. тенге;
2) учебники казахского языка для 1-11-х классов под авторством Ф. Ш. Оразбаевой и учебники русского языка для 1-2-х классов под авторством Е. А. Хамраевой прошли экспертизу и республиканскую комиссию уполномоченным органом в области образования (МОН). По итогам экспертизы данные учебники вошли в перечень рекомендуемых для использования в организациях образования;
3) на базе Московского педагогического государственного университета прошли подготовку по русскому языку 8 учителей-тренеров. На данный момент учителя-тренеры разработали методические рекомендации для учителей и рабочие тетради для учащихся. Данными рекомендациями обеспечены учителя всех школ области;
4) разработан проект положения финансового стимулирования эффективной работы учителей, обучающих языку как второму;
5) с 1 сентября выделены дополнительные часы за счет вариативного компонента для изучения английского языка: 1-3-е классы - до 2 часов, 4-й класс - до 3 часов, 5-8-е классы - до 4 часов, 9-11-е классы - до 5 часов; русского языка: 1-11-е классы - по 1 часу;
6) русский язык в школе с казахским языком обучения ведется с 1-го класса (в настоящее время изу­чают с 3-го класса);
7) в областных вузах будет увеличено количество часов на изучение методики интегрированного обучения языку и предмету.
В рамках реализации комплекс­ного плана в летний период организована работа летних языковых школ с приглашением носителей языка в лагерях “Бəйтерек” Зайсанского района (казахский язык), “үржарайым” Урджарского района (английский язык), “Жигер” г. Усть-Каменогорска (русский язык).
В Зайсанском районе в работе лагеря принял участие автор учебника “Ситуативный казахский язык” Канат ТАСИБЕКОВ - обладатель золотой медали “Бірлік”, который вел работу с детьми неказахской национальности.
В Урджарском районе в языковом лагере с детьми работает учительница английского языка из Филиппин Ровена ГАБУТ.
На базе двух педагогических колледжей городов Усть-Каменогорска и Семея подготовлены специальные программы на трех языках для обучения вожатых, воспитателей, волонтеров из числа студентов колледжей и вузов. Все обученные вожатые и воспитатели распределены по языковым лагерям. Сотрудники загородных лагерей укомплектованы с учетом владения тремя языками.
В лагеря с англоязычными сменами привлечены выпускники программы “Болашақ”, студенты из Назарбаев Университета, хорошо владеющие английским языком.

Малик РУЗИЕВ, фото Сергея СУРОВА, Восточно-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть