3762

Взлетит? Не взлетит?

Международный аэропорт Петропавловска оштрафовали почти на полмиллиона тенге за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты. Учитывая, что самый северный аэропорт страны никак не может встать на ноги и осуществляет лишь субсидированные авиарейсы, сумма штрафа для него непомерная.

Проверка уязвимого в террористическом отношении объекта проводилась в конце прошлого года. Сотрудниками ЛОВД был выявлен ряд нарушений в плане безопасности. Например, периметр аэродрома не оборудован охранной сигнализацией. Из полсотни видеокамер почти половина была неисправна, да и записи хранились лишь 16 суток, хотя положено месяц. Не вполне соответствует требованиям и система оповещения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Эвакуация людей по сигналам оповещения не сопровождается передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и недопущение скопления людей в проходах. Отсутствует система дистанционного открывания дверей дополнительных эвакуационных выходов, оборудованных электромагнитными замками. Собственно, и самих электромагнитных замков нет, так как они даже не были предусмотрены проектно-сметной документацией.

В итоге административное дело было передано в Кызылжарский районный суд, а АО “Международный аэропорт г. Петропавловска” подвергнуто административному взысканию по ст.149 ч.1 КоАП РК в виде штрафа в размере 453 800 тенге в доход государственного бюджета.
Постановление не вступило в законную силу, и руководство аэропорта намерено его обжаловать. Представители аэропорта объяснили в суде, что не смогли установить систему по антитеррористической защите в соответствии с требованиями из-за банального отсутствия денежных средств...
Аудитор контроля и качества авиационной безопасности АО “Международный аэропорт г. Петропавловска” С. РАХИМЖАНОВ пытался объяснить проверяющим, что аэропорт маленький и нерентабельный, на предприятии большая текучка кадров и нехватка специалистов, так как никто не хочет работать за низкую зарплату.
Кстати, еще весной прошлого года аэропорт накопил миллионные долги по заработной плате. На сегодняшний день задолженности перед работниками нет, средняя заработная плата на предприятии 60 000 тенге. В аэропорту Петропавловска работает около ста сотрудников.
Но даже если зарплату будут платить вовремя и люди перестанут разбегаться, будущее воздушной гавани представляется туманным.
А ведь не так давно это был один из загруженных транзитных аэропортов на постсоветском пространстве, который обслуживал до 40 авиарейсов в сутки. Статус международного аэропорту Петропавловска вернули около года назад после завершения масштабной реконструкции. За ремонт взялись впервые за все время существования, то есть с 1974 года. Была увеличена взлетно-посадочная полоса, отремонтирован пассажирский терминал. Теперь аэродром соответствует современным международным стандартам и готов принимать самолеты любого класса без каких-либо ограничений.
Из резерва правительства на восстановление аэропорта, который, к слову, находится в республиканской коммунальной собственности, было выделено порядка 7 млрд. тенге. Необходимость таких вложений объясняли большим потенциалом воздушной гавани. Были планы возобновить через Петропавловск не только пассажирское, но и грузовое авиасообщение. На торжественном открытии объекта после реконструкции вспоминали, как в 1998 году товары народного потребления доставляли в СКО на самолетах из Китая и только потом развозили на большегрузных машинах по городам России.
С момента окончания ремонта прошло больше года, но чуда не случилось. Предприятие до сих пор не может встать с колен. Отдачи от вложенных в реконструкцию миллиардов пока нет. Рейс в Москву поставили в расписание в январе 2017 года, но запустить так и не смогли. Да и внутри страны авиасообщение стало возможным лишь благодаря помощи государства. Все три направления - в Астану, Алматы и Шымкент - нерентабельны для перевозчика и субсидируются из республиканского бюджета. В 2017 году на эти цели было выделено 482,6 млн. тенге. Примерно столько же запланировано и на 2018 год. Без этого финансирования самолеты и вовсе бы не летали.
Сейчас всю ответственность за развитие аэропорта переложили на управляющую компанию Airport Management Group (дочерняя компания АО “НК “КТЖ”), под началом которой работают многие аэропорты страны - Астаны, Кокшетау, Костаная, Шымкента, Павлодара и другие.
Директор аэропорта Марат ХАСЕНОВ смотрит в будущее с завидным оптимизмом. Назначенный судом штраф его вовсе не пугает.
- Подобные проверки прошли во всех аэропортах страны, и практически все, за исключением разве что Алматинского аэропорта, были оштрафованы, как и мы, - пояснил Хасенов. - Дело в том, что эти правила, по которым нас проверяли, разработаны позже, чем составлялась ПСД на реконструкцию аэропорта. Форс-мажор случился! Никто не виноват: ни проектировщики, ни подрядчики, ни те, кто выпустил правила по антитеррору. Во втором квартале мы будем решать этот вопрос, будем прорабатывать возможность установки оборудования совместно с акиматом и управляющей компанией. В крайнем случае приведем систему безопасности в соответствие за свой счет.
Бюджетные вливания в объект продолжаются.
- Сейчас мы прорабатываем вопрос по закупу аэродромной спецтехники, она не обновлялась с советских времен. Нам нужна пожарная, снегоуборочная техника, топливозаправщики. Разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту автомобильной дороги “Подъезд к аэропорту города Петропавловска” на сумму около 985 млн. тенге, - сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог по СКО Бейбут ИСМАНОВ. - В рамках подготовки к проведению в Петропавловске XV форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России планируется дополнительно выделить миллиард тенге на увеличение перрона (стоянка воздушных судов) аэропорта с двух до восьми мест.
К слову, о восстановлении работы аэропорта мечтали и местные туристические компании, потому что жители Петропавловска достаточно активно путешествуют, и потребность в чартерных рейсах есть. Однако аэропорт уже больше года как работает в статусе международного, а североказахстанцы продолжают летать в Турцию, Таиланд и другие страны из ближайших российских городов - Омска, Тюмени, Челябинска и Екатеринбурга, потому что петропавловские фирмы предлагают из этих городов путевки по ценам ниже, чем даже из Астаны.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора и с сайта аэропорта, Петропавловск

Поделиться
Класснуть