3718

Вкладоискатели


Глава Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ в интервью агентству Reuters заявил, что средства Единого национального пенсионного фонда будут направлены, в первую очередь, на финансирование республиканских инфраструктурных проектов. А еще раньше Дарига НАЗАРБАЕВА рассказала, что деньги вкладчиков, потраченные на строительство железнодорожного пути Усть-Каменогорск - Шар, “вылетели в трубу”.
То есть теперь понятно, что деньги в любом случае вылетят в трубу, но хотелось бы знать, в какую именно. Тем более что активов у ЕНПФ немало - $33 млрд. Такие трубы еще поискать!
Вообще, инфраструктурных проектов в нашей стране очень много. Например, Большая алматинская кольцевая автодорога, начало строительства которой запланировано на 2014 год. Оценочная стоимость проекта - каких-то несчастных $750 млн. Разумеется, в процессе реализации проекта вылезут непредвиденные осложнения (грунт не тот, аким сменился, ХРАПУНОВ все земли сто раз продал), что потребует незамедлительных дополнительных инвестиций. Но все равно, если на БАКАД уйдет целый $1 млрд., в активах ЕНПФ, даже без учета новых поступлений, останется $32 млрд.
Хотя, конечно, есть резервы для лучшего освоения средств - благо опыт Алматинского метрополитена показал, как можно десятилетиями вкачивать деньги в строительство без видимых результатов. Начинаем сооружение БАКАД, а потом выяснится, что на строительство в течение 5 лет ушло $10 млрд. Однако это никому не будет интересно, потому что, когда общественность начнет задаваться вопросами, какой-нибудь замакима южной столицы скажет, что надо Алматы переименовать в Алма-Ату. И все как заорут: ой, да вы что, подавитесь своими миллиардами, ну то есть нашими миллиардами, но покушаться на святое мы не дадим!
И БАКАД сделают платной, потому что в развитых странах такая система давно работает. Правда, там бизнес вкладывается в дорожное строительство, обеспечивая таким образом “длинный” возврат инвестиций. Но у нас же местная специфика, нельзя шаблонно копировать западный опыт, это ни к чему хорошему не приведет. Лучше вложить в строительство шоссе народные деньги, а потом заставить народ платить за пользование трассой - и все благополучно проглотят. Местная специфика, что поделать. Традиции.
А ведь еще есть горнолыжный курорт “Кок-Жайляу”. Все мало-мальски активные горожане против, а власть - за. И планирует вбухать в курорт около полумиллиарда долларов. Причем, судя по намерениям Келимбетова, деньги будут из ЕНПФ, то есть наши с вами. Оцените, как это изящно - вы против застройки “Кок-Жайляу”, бастуете, пишете петиции, а его все равно строят, и за ваш счет. У волшебника Сулеймана все по-честному, без обмана.
Еще есть очень актуальный для страны инфраструктурный проект по переводу ТЭЦ на газ. Известно, что угольные станции выделяют очень много отходов, которые буквально некуда девать. Но перед тем как полностью перевести их на природный газ, следовало бы использовать деньги ЕНПФ. Поскольку придумывание концепций и подготовка технико-экономического обоснования для инновационного расходования средств займет много времени, можно просто кидать пачки денег в топочные камеры. Пригласить прессу, вкладчиков и торжественно начать сжигать купюры. А газеты потом напишут: “Около $1 млрд. было выделено правительством на открытие нового модернизированного котла ТЭЦ. Благодаря высокотехнологичной системе контроля за расходованием средств индекс коррупции на проекте составил 0%. Все средства полностью освоены. Температура теплоносителя достигла установленного стандарта. Для поддержания заданных параметров требуется еще $2 млрд.”.
А Дарига Нурсултановна не с горечью, а с гордостью скажет, что деньги вкладчиков вылетели в трубу.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото www.asia-centre.com, Алматы

Поделиться
Класснуть