4246

Думайте сами

Телеканал “Хабар” закрыл программу кинокритика Олега БОРЕЦКОГО “Посмотрим - обсудим!”. По словам ведущего, остановка проекта произошла с формулировкой “Нам не нужны передачи, где надо думать”. Ни сама новость, ни ее бэкграунд не стали откровением: из всех грехов современного казахстанского телевидения пробуждение к мыслям - самый последний.

Горе от ума
Начиналось все достаточно радужно: когда открыли “Посмот­рим - обсудим!”, даже стало казаться, что главный канал страны выступает за либерализацию эфира. В программе можно было говорить достаточно откровенно почти обо всем - в рамках формата, конечно. Предполагалось, видимо, что кино - настолько безвредная и далекая от современной общественно-политической жизни вещь, что обсуждать его можно бесконечно, без опасений быть уличенным в непатриотичности. Все оказалось гораздо сложнее. Кинематограф прирос к современности такими онтологическими связями, что дело не в самих фильмах, а в том, кто их снимает. А это, оказывается, не последние люди, к тому же воспринимающие критику в адрес картин как личное оскорбление. Их тоже можно понять: делали кино, старались, даже финпол носа не подточит, а тут - оголтелая критика каких-то там культурологов.
Один из таких эпизодов закончился разборками в правительстве. Гости студии имели смелость обсудить фильм “Мой грешный ангел” Талгата ТЕМЕНОВА в отсутствие самого режиссера. Мелодраме изрядно досталось (причем справедливо - такой клюквы давно не собирали в наших степях), что впоследствии дошло до самого Талгата Досымгалиевича и ранило его в самое сердце. Как сообщают источники, режиссер был вне себя от гнева, позвонил продюсеру ток-шоу и, тщательно подбирая табуированную лексику, потребовал не выпускать программу в эфир. Скандал мог бы остаться сугубо корпоративным - мало ли какие разборки происходят в редакциях, но тут в дело вступил Минкульт. Говорят, запросили смонтированную версию программы для себя и повелели выпустить ее только после высокого разрешения. В результате выпуск с “Ангелом” все-таки увидел свет на несколько недель позже срока, но в купированной версии. Из программы вырезали вопросы гостей насчет того, куда ушел весь бюджет фильма. Ну и правильно - зачем оставлять вопросы, на которые не существует ответов. Это непедагогично.
На записи другой передачи, где я имел счастье присутствовать, еще один мэтр отечественного кино, “легенда” и “светило”, тоном, не терпящим возражений, потребовал у продюсеров вырезать кое-какие реплики гостей ток-шоу, а некоторых присутствующих вообще удалить. Осаживать аксакала было некому - возраст и регалии у нас уважают, ну и ты кто такой вообще, чтобы с легендой спорить, самый умный что ли, сначала получи народного артиста, Госпремию СССР, а потом говори.
Короче говоря, продукт, задуманный как диетический, вдруг стал вызывать несварение у некоторой части населения. Такого коварного удара от малахольной с виду темы, кажется, никто не ожидал.

Думы отечества
Эта история стала частной, но хорошей иллюстрацией к процессам, происходящим в нашем обществе и на телевидении как его отражении. Разгул демократии, пришедшийся на 90-е, оставлен в прошлом и похоронен как досадное недоразумение. Сатирические телепроекты, равно как и аналитические, благополучно закинуты под сукно. Даже шутам уже ничего не позволено - преж­де самый демократичный жанр комикования - “Тамаша” - давно не шутит на тему власти. Зритель жаждет хлеба и зрелищ, но одно­образность зрелищ тоже утомляет - по телевизору сейчас, когда ни включи, концерты и музыкальные вечера. Все кругом поют и аплодируют - такого количества артистов страна не видела, пожалуй, никогда. Даже в стенах парламента. Какие-то интересные начинания умирают, едва родившись, как это случилось с ток-шоу “Ашық əнгіме” на телеканале “Казахстан”. Официально программу закрыли из-за низких рейтингов (как, кстати, и телеканал “Ел Арна”) - видимо, не выдержала конкуренции со стороны телеверсий концертов Кайрата НУРТАСА. Занятно, что сейчас проект под тем же названием возродили на канале “24kz”, но в роли ведущего теперь экс-депутат Мурат АБЕНОВ. Что, видимо, символизирует изменение расшифровки словосочетания “открытый разговор” - при том, что г-н Абенов очень интересная личность и неравнодушный граж­данин, его имидж гораздо более аккуратный и политкорректный. Ну и самое главное - если раньше на открытость выделяли 30 минут, то теперь всего 10 минут, из которых собственно интервью занимает семь минут. Хотя, боюсь, и этого кажется слишком много для Атоса, и программу закроют через месяц. Ну или утвердят в качестве ведущего Нурлана КОЯНБАЕВА. А он пригласит на “Ашық əнгіме” певицу Луину.
Хотя, что самое ужасное, даже это ни от чего не страхует, как мы знаем из опыта “Посмотрим - обсудим!”.

Жоқ-шоу
К чему все это в результате приведет? Ведущие программ на общественные темы просто будут многозначительно двигать бровями в стиле “ну вы понимаете”; гости станут говорить на отвлеченные темы, избегая упоминания конкретных фамилий и цифр или любые потенциально опасные темы вообще уберут из эфира? Может быть, Олегу Михайловичу Борецкому следовало заранее переформатировать программу и обсуждать на ней мультфильмы? С другой стороны, и это чревато - ведь отечественные депутаты уже заявили, что “Спанч Боб” чужд национальному сознанию. Не менее чужд, вероятно, и Винни Пух - у него же в друзьях свинья, а сам он тунеядец, что не комильфо в условиях строительства общества всеобщего труда.
Скорее всего, кончится все это так, как обычно кончается: будет много концертов и шоу “Как стать звез­дой”, вся страна заискрится от счастья.
А жить станет веселее.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее