2828

Важней всего погода в юрте

Как писал один классик, все попытки свести понятие “русскость” к какому-то этнодуховному экстракту обречены на провал по причинам территориального плана. Слишком велика Россия, слишком много в ней лесов, полей и разных людей. Казахстан тоже немаленький, однако и у нас не оставляют попытки расшифровать загадочную казахскую душу.
“Душа казаха полна загадок, поскольку нация имеет очень много своих неповторимых особенностей”, - начинает свою статью в журнале “Ақиқат” Сеилбек МУСАТАЕВ. Далее автор говорит о том, что на национальный характер повлияла масса вещей - от культурных соприкосновений с соседями до климата и географического ландшафта.
После преамбулы г-н Мусатаев выделяет несколько казахских обобщений.
Во-первых, “душа казаха - душа батыра, она в первую очередь направлена на проявление героизма”. No comment.
Во-вторых, “казахи любят во всем обильность”. Это выражается в пословице “Если падать, так с верблюда”, а также в стремлении казахов к богатым свадьбам, дорогим машинам и в целом к роскошному образу жизни.
В-третьих - и это один из самых интересных пунктов - на менталитет казахов сильно повлиял климат. Объясняет исследователь свою гипотезу так: “На просторах Евразии резко континентальный климат, погода изменчивая, перепады температур достигают 40 градусов по Цельсию. То жара, то мороз. Вот и казахи такие же. Если нам что-то нравится, мы слепнем от любви. Если не нравится - ненавидим со всей силой. Когда хвалим, возносим до небес. Когда ругаем - закапываем в землю. Под похвалой теряем голову, от стыда не знаем, куда прятаться”.
Затем автор, рубящий правду-матку в абаевском стиле, выходит на уровень общественно-политических обобщений: “Стали у русских учиться, ушли к ним полностью, позабыли свой родной язык. Когда нам навязывали безбожие, были атеистами, а теперь уходим в религиозный экстремизм”. А посреди этих крайностей, пишет Мусатаев-мырза, море других перепадов.
Кроме того, журналист пишет, что в силу природных условий казах очень терпелив и вынослив. А после исламизации стал совсем тих и неприхотлив. Поэтому лоялен к власти и не шумит по поводу беспредела.
Свою версию “казахскости” представляет и Туран МУРАЛУЛЫ на сайте qamshy.kz. Статья, перекликающаяся с темой экстремизма, называется “Меня назвали националистом, когда я говорил на родине на родном языке, а когда я стал читать намаз, то обозвали вахаббитом”. Туран рассказывает в своей статье, как открывал паблик “ВКонтакте” на казахском, а его просили перевести на русский; как читал намаз, а на него косо смотрели. В финале автор вопрошает: “Как мы будем спасать свою страну, если докатились до такого отношения?”.
На том же ресурсе Акылбек ШАЯХМЕТ утверждает, что “настоящий казах - казах с достоинством”. Тут речь - это важно - идет не о половой принадлежности, а о чести, присущей казахам.
Таким образом, казах - это герой, но терпеливый, разговаривающий на казахском и читающий намаз, резкий, зато отходчивый, склонный к расточительству, но добрый, завистливый, но великодушный.
В общем, хороший, в сущности, человек.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее