4456

Тупая сила искусства

Новости культуры: студенты Академии искусств имени Жургенова напали на журналистов, ударили фотокора Павла МИХЕЕВА, а потом публично попросили у них прощения. Что это было?

Инцидент, напомню, произошел на днях во время пожара в академии: журналисты пытались подобраться к горящему зданию поближе, а руководство академии и студенты хотели отправить их подальше. Видимо, чтобы сильно не угорали. На почве этого классического несовпадения интересов - я огонь, ты вода, между нами беда - и случилась стычка. Пока один из деканов деловито толкал репортершу, несколько студентов-гуманитариев атаковали фотографа Павла Михеева. Действовали учащиеся очень слаженно - видимо, играют в одном оркестре. Необходимо оценить самоотверженность будущих деятелей культуры: руки - это их основной рабочий инструмент (после мозга, разумеется), однако перед лицом общей опасности ребята буквально забыли про себя. И начали по этому лицу, в данном случае принадлежавшему Михееву, самозабвенно бить.
Впоследствии студенты пояснили, что так расстроились из-за пожара, что не могли контролировать себя. В самом деле, родная академия горит, как тут удержаться от того, чтобы кому-нибудь по морде не заехать! А полыхай все здание - вообще, наверное, убили бы журналистов в неподвластной разуму печали. Это, между прочим, очень интересный феномен. Насколько я помню, студентам как-то несвойственно жутко скорбеть по поводу пожаров или затоплений в альма-матер. Обычно многие даже безрассудно радуются возможности пропустить занятия. И только студенты Жургеновки были вне себя от уныния. И, возможно, не совсем беспочвенно.
Пересматривая многочисленные видеозаписи с места происшествия, можно сделать однозначный вывод: своим профессиональным делом занимались только пожарные и журналисты. Первые тушили, вторые старались раздобыть побольше информации, в том числе и визуальной. По идее, как административный состав академии, так и студенты должны были быть эвакуированы из здания, а полиции следовало выставить оцепление. Однако стражи правопорядка были заняты чем-то другим, в то время как актив студенческого коллектива взял на себя их функции и доблестно отжимал репортеров с территории академии. Причем, судя по активному физическому напору, декан со студентами думали отнюдь не о здоровье снимающей братии. Им важно было, чтобы никто не проник в здание и не заснял пожар в непосредственной близости к очагу культуры.
Тут появляется самый главный вопрос: что такого секретного могло гореть в Академии искусств? какая государственная тайна была сокрыта в костюмерной?
Это в целом определяющий императив для стремительно демократизирующегося казахстанского общества - закрыть и загерметизировать все, что шевелится. Одна моя знакомая, кстати, студентка Жургеновки, пытаясь снять мини-фильм по заданию “Профессия”, обошла всех сапожников и дворников в округе. Никто не согласился ничего рассказать, потому что... ну, мало ли, вдруг боком выйдет. Другой художник зарисовывал таксистов на стоянке, после чего один из них спросил, не посадят ли его теперь. Попробуйте что-нибудь сфотографировать на улице - вас тут же схватит за руку охранник и по возможности попытается вывести съемочную аппаратуру из строя. Почему так происходит, никто не может объяснить. Хотя однажды, кажется, ответ был почти найден.
Мы снимали небольшой сюжет у нового торгового центра достаточно далеко от самого здания. К нам подъехал охранник и спросил, что мы записываем, есть ли у нас на это разрешение. На вопрос, к чему такие сложности, ведь ТРЦ весь в рекламных билбордах и любая его съемка, в принципе, только на руку владельцам, секьюрити ответил: “Да я-то понимаю. Но кто-то тупой так решил”.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть