5215

Тупик цивилизации?

Как и почему казахстанские города неумолимо превращаются в большие аулы

Экспертная площадка “Кипр” провела заседание на тему “Алматы: город как культурное пространство - состояние, тенденции, перспективы”. Среди прочих мнений прозвучал и голос кинокритика Карима КАДЫРБАЕВА, который заявил, что наши города архитектурно еще существуют, а вот в ментальном смысле их давно победил аул. Для примера критик привел несколько совершенно разных кинокартин, недавно увидевших свет: “Келинка Сабина” Нуртаса АДАМБАЯ, “Хозяева” Адильхана ЕРЖАНОВА и “Осторожно, корова!” Аскара УЗАБАЕВА. 

- Несмотря на абсолютную противоположность этих фильмов как по киноязыку, так и по целевой аудитории, центральной их темой остается аул, победивший городского жителя и, что особенно важно, победивший все представления этого самого городского жителя о цивилизации. Сегодня город не облагораживает и не пытается интегрировать сельского жителя в городской образ жизни. Наоборот, он ему уступает, идет на бесконечные поблажки... - утверждает Кадырбаев.
И Карим абсолютно прав - пожалуй, это самое меткое и интересное наблюдение относительно культурного размежевания общества за последние несколько лет. Возвысить степь, не унижая город, у нас не получилось. Степь не возвысилась - она сравняла город с собой.
Истоки этой культурной экспансии лежат глубоко в общественной психологии. Вроде бы безобидная и совершенно морально оправданная сакрализация аула начала приносить долгожданные, но не совсем приятные плоды. Сколько твердили шала-казахам, чтобы они повернулись лицом к родной культуре, и вот они повернулись и приникли нутром. Но чем сильнее приникают, тем ощутимее диссонанс. Потому что шала-казахи, которых раньше чаще называли “асфальтовыми”, - суть производное городской культуры. А городская культура Казахстана с точки зрения традиционного уклада ненатуральна, это привнесенный извне российско-советский гуманитарный ландшафт. Или, если вы национал-патриот, наследие проклятой колонизации.
У самих казахов не было городов. Точнее, они были, но не несли такой цивилизационной нагрузки, как в Европе. Города появлялись там, где шла торговля и где было достаточно сартов для того, чтобы обеспечить функционирование населенного пункта. Именно поэтому джунгарский правитель Галдан-Цэрэн писал хану Абулхаиру, что вольным кочевникам нужно держаться вместе, кочевать по историческим маршрутам и сообща противостоять тем, кто по собственной воле запирает себя в крепостях.
В Европе, урбанистический опыт которой так охотно, но несколько бездумно перенимают наши акиматы, все было по-другому. Stadtluft macht frei, “Городской воздух делает свободным” - гласит немецкая пословица, тем самым дестабилизируя миропонимание любого номада, с точки зрения которого вся свобода заключена (точнее - отпущена) в степи. Однако в европейской истории городские поселения стали обителями ремесленников и других трудящихся, не находящихся в зависимости от феодалов, в отличие от крестьян (сервов). Исторически для Европы быть горожанином - значит, быть свободным и независимым человеком. Кроме того, в городах Старого Света появились университеты, с самого своего основания заявившие себя как оплот свободомыслия. И соборы, в которых горожане не только молились, но и просвещались. И театры тоже были основаны в городах.
Почему известный театральный деятель Тунгышпай аль-ТАРАЗИ говорит, что казахи не могут себя вести в театре, свистят, галдят, разговаривают по телефону и смотрят спектакль как телепередачу? Потому что у казахов не было театров. И оперы с балетом, и фонтанов с многоэтажками, и кофе с круассанами. Все это насаждено, насильно привито в считаные десятилетия советской власти: европейский по форме оркестр из домбры, принципиально сольного инструмента; казахский театр драмы - порождение театров английского и русского; публичные биб­лиотеки по греческому принципу и так далее. Нургиса ТЛЕНДИЕВ, Шакен АЙМАНОВ, Асанали АШИМОВ, Шамши КАЛДАЯКОВ, Роза БАГЛАНОВА, Мукагали МАКАТАЕВ как культурные феномены состоялись в городской среде, а не в ауле (сумев, что характерно, не растерять национальную идентичность). Хорошо это или плохо, но победила оседлая цивилизация, и началась масштабная урбанизация кочевой культуры. Она и дальше шла бы, видимо, своим чередом, но тут все вспомнили про родной аул, который, как вдруг всем показалось, за время коммунистическо-городской экспансии был почти утерян. В культурном смысле, а не в бытовом.
И все бросились возрождать аутентичную национальную культуру, искать смысл жизни и откровение исключительно в ауле. Поскольку он, аул, есть субстрат чистоты, в то время как город олицетворяет собой исчадие разврата, основанное, ко всему прочему, колонизаторами-уничтожителями исторической памяти народа. Неуемную тягу к корням можно было бы только приветствовать, если бы не одно “но”.
Оппозиция “город - село” существовала всегда. Нисколько не умаляя важности села и теории почвенничества, надо сказать, что именно города были бастионами прогресса. В них бурлила научная жизнь, развивались образование, юриспруденция, гражданское общество, в конце концов. И с этим проблемы, поскольку, например, казахстанское образование вышло из советского, а советская школа почти единогласно признана разрушителем национального самосознания. Городская культура современного Казахстана подсознательно отождествляется с насаждением чуждого мировоззрения и эскалацией манкуртизма. Поэтому городской казах почти всегда русскоязычен, а у немногих пока казахскоязычных городских часто возникают конфликты с их сельскими собратьями, которые Достоевских не читали, но зато, по определению, замечательные люди. Ведь иные в ауле не живут.
Своей аутентичной городской культуры в Казахстане нет, и неизвестно, когда будет. Положение можно было бы выправить, если бы советская урбанистическая традиция плавно перетекла в локальную, унаследовав плюсы и по возможности избавившись от минусов, но не сложилось. И, видимо, не сложится уже. Типичный представитель нового сельского поколения смотрит на памятник Beatles не как на монументальное свидетельство почтения перед бандом, реформировавшим музыкальный мир, а как на непонятную фигуру, на голове которой можно посидеть.
Ведь в святом казахском ауле сидеть можно было везде.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть