6197

Безличный архив

Почему современные казахстанцы не имеют представления о том, как выглядели наши легендарные исторические личности?

Год назад в Астане Министерство обороны РК провело патриотическую акцию, в ходе которой жителей столицы просили распознать казахстанцев, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Астанчанам представили фото 12 героических соотечественников, среди которых оказались герои Советского Союза Хиуаз Доспанова, Малик Габдуллин, Бауыржан Момышулы, Рахимжан Кошкарбаев, Карсыбай Спатаев, Николай Терещенко, Алия Молдагулова, Маншук Маметова, Леонид Беда, Сагадат Нурмагамбетов, Талгат Бегельдинов и Нуркен Абдиров. Согласно распространенной информации пресс-службы МО РК самой узнаваемой личностью из списка оказалась Алия Молдагулова - ее идентифицировали почти все респонденты.
И все бы хорошо, но на фото была не Алия Молдагулова.
Обложка информационной брошюры, которую представители военного ведомства раздавали на улице, была украшена лицом актрисы Айтурган ТЕМИРОВОЙ, исполнившей роль Алии в фильме киргизского режиссера Болотбека ШАМШИЕВА “Снайперы” (1985 год). Как вспоминает сама актриса, на роль ее взяли во многом из-за портретного сходства с прославленным снайпером. Однако выдавать Темирову за Молдагулову - все равно что изучать живопись да Винчи по фотографиям Маргариты ТЕРЕХОВОЙ, удивительно похожей на Джиневру де Бенчи. Или жизнь Ганди по портретам Бена КИНГСЛИ. Сходство налицо, но люди-то разные.
Не прошло и года, как все стало еще хуже. Несколько средств массовой информации распространили фото Алии Молдагуловой из Национального архива РК. Среди военных карточек одна явно выбивается из общего настроя своим совсем нефронтовым качеством, а самое главное - на ней Алия вообще не похожа на себя. Другие черты лица, другие волосы… Пользователь Фейсбука Еркин ИГАЛИЕВ обратил на это внимание, после чего благодаря коммуникативной силе соцсетей удалось установить истину. На фото, так поразившем Интернет красотой молодой героини, изображена актриса Газиза КАСЕНОВА. После массового тиражирования фото где только придется и сотен комментариев в стиле “народ должен знать своих героев в лицо!” дочь актрисы Айгерим ОТАРБАЕВА разместила у себя на странице обращение: “…Я хочу добиться справедливости! Я призываю Национальный Архив Республики Казахстан подписать данную фотографию под именем ГАЗИЗА КАСЕНОВА! Я призываю газету “Вечерняя Астана” написать статью-опровержение о данной фотографии, как о фотографии Алии Молдагуловой! И, главное, я призываю родственников Героя Советского Союза перестать ЛГАТЬ народу и предоставлять несоответствующую информацию” (лексика и орфография автора сохранены. - Т.Б.).
Вряд ли, конечно, кто-то намеренно пытался кого-то оболгать или выдать желаемое за действительное - скорее всего, в очередной раз сработал банальный пофигизм. Никто особо не заморачивался, когда принимал фото в Национальный архив; никого не смутил диссонанс между настоящими фото и новоделом при последующем распространении. Просто в случае с Касеновой различия были чересчур очевидными, чтобы не намозолить глаза тем, кто еще что-то помнит или способен сопоставлять противоречивые факты. В ситуации с Айтурган Темировой все далеко не так однозначно: если вы зададитесь целью найти информацию об Алие Молдагуловой в Интернете, в подавляющем большинстве случаев тексты будут сопровождаться фото Темировой в образе Молдагуловой. Для того чтобы исправить положение, нужно приложить титанические усилия, и понятно, что никто ради этого напрягаться не намерен.
Поиски правды и реконструкция действительного положения вещей вообще не очень популярный вид деятельности в стране, где национальными героями считаются как Амангельды ИМАНОВ, так и враждовавшие с ним алашордынцы.
Кстати, в отличие от документальных портретов алашевцев образ Амангельды дошел до нас только в романтизированных живописных полотнах, первое из которых написал в конце 30-х годов Абыл­хан КАСТЕЕВ. При подготовке к написанию картины, дабы не погрешить против истины, Кастеев долгое время ездил по родным местам Иманова, опрашивал его близких и соратников, изучал деятельность революционера. В результате, как гласит легенда, впервые увидев портрет батыра, его друзья были поражены соответствием живописного Амангельды настоящему. С тех пор работа Кастеева стала “золотым стандартом” для всех последующих изысканий на эту тему.
Повезло так, как Иманову, далеко не всем, кому-то за давностью лет, кому-то просто потому, что так получилось. С хронологической точки зрения самый удаленный от нас образец отсутствия антропологической реконструкции - тот самый Золотой человек, который считается одним из символов независимого Казахстана. По мотивам утери костей черепа ЗЧ археологами и историками можно писать историко-детективный роман: изначально останки были, и планировалось полномасштабное восстановление внешности сакского вождя, а потом они пропали. И никто не знает куда. Сохранились лишь обрывочные сведения, оставленные доктором исторических наук Омурзаком ИСМАГУЛОВЫМ, который изучал артефакты перед их исчезновением. На основе первоначальных наблюдений антрополог сделал вывод, что останки принадлежат молодому человеку 18-20 лет. А как он выглядел?
Мнения разнятся. Официальная наука считает, что сакские племена были европеоидными. Поэтому реконструкция, будь она сделана, обнаружила бы Золотого человека с лицом совсем не тюркской наружности. Возможно, это слишком смело для символа Казахстана, а возможно, дело вообще не в этом.
Возможно, дело в том, что реальная внешность исторических героев никому не интересна. Страна живет в мире придуманных, приятных глазу образов. Нам хочется, чтобы героини были нежными и женственными, а ханы - мужественными и величавыми. Так же проще всем.
В Национальном музее РК есть несколько реконструкций черепа Абылай хана, выполненных в разное время. Одна из них, еще советского времени, демонстрирует человека немолодого, сухого, хитрого - эдакий Иван Грозный в азиатском воплощении. Другая, уже 90-х годов, сделанная казах­станскими мастерами, являет миру благородного, мудрого мужа с окладистой бородкой и чертами не то капитана дальнего плавания, не то древнегреческого властителя дум. Именно этот образ и был канонизирован, именно его тиражируют на всех картинах, скульптурах и в предметах масс­культа. Кому в самом деле интересно, что еще в молодости на поединке Абилмансур получил удар копьем в лицо, в результате чего лишился всех зубов и его облик при всем признании несомненных заслуг перед казахами уже не мог иметь тот благообразный вид, который ему приписывают теперь? А кому любопытно, как выглядели прославленные Айтеке би, Толе би, Казыбек би и почему их модерновые портреты с седыми бородами в школьных учебниках отличаются только шапками?
Нам любопытно. Мы попытаемся узнать, как действительно выглядели герои прошлого. И почему скульптурные реконструкции лиц некоторых прославленных батыров так похожи на физиономии современных акимов. Совсем скоро в нашей газете цикл статей о внешности исторических героев.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть