12214

Главный хан

Как на самом деле выглядел Абылай хан?

Среди исторических правителей нашего народа Абылай хан - самый, пожалуй, известный и прославляемый. Его образ отражен в фундаментальной трилогии Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА “Кочевники”, он стал главным персонажем одноименного (и самого дорогого в истории казахстанского кино) фэнтезийного байопика, ему посвящена масса научных исследований, и любой школьник на просьбу назвать имя великого казахского хана первым делом скажет: “Абылай”!
Но знаем ли мы, как выглядел признанный всеми жузами легендарный правитель?

В общественном сознании намертво укрепился образ Абылая, воспроизведенный на ранних стотенговых купюрах. Однажды появившись, он стал своего рода эталоном наподобие канонов в древней иконописи: сейчас любой художник, рисуя хана, в той или иной степени ориентируется на деньги. В смысле - на стотенговые купюры. Одним из первых в таком виде изобразил Абылай хана художник Нуржан КАРЫМСАКОВ на грандиозном полотне “Ел тұткі”. Но откуда появился на банкнотах тот самый портрет?
Создавая тенге, группа художников и дизайнеров под руководством Мендыбая АЛИНА разыскивала архивные данные и наброски по всем историческим лицам. С Абылай ханом ситуация оказалась проще, чем со многими другими героями: в 1943 году художник и кюйши Мажит АЙТБАЕВ, находившийся в Германии, написал его портрет, ориентируясь на фото Чокана ВАЛИХАНОВА, правнука Абылая. Поэтому, в общем, хан в этом варианте так схож с Валихановым. В 1963 году портрет был передан академику Сайыну БАЛМУХАНОВУ во время визита ученого в США. По возвращении Балмуханов передал работу писателю Габиту МУСРЕПОВУ, и в 1972 году портрет был напечатан в Казахской советской энциклопедии.
Здесь важно сделать ремарку: свидетельств того, что у Айтбаева были какие-либо иные материалы, способствовавшие установлению облика Абылая, мы не нашли.
Вновь работа по восстановлению в правах национальных героев, а следовательно, и их обликов, активизировалась уже после обретения Казахстаном независимости. В научно-методическом журнале “История Казахстана” комитета науки Министерства образования и науки за январь 2010 года есть загадочная фраза про те самые 90-е: “Под председательством академика Манаша Козыбаева была создана государственная комиссия, которая сделала вывод: “Автопортретом Абылая является скульптурный бюст Абылай хана”. Во-первых, автопортрет -
это когда человек сам воссоздает свой облик. Можно сказать, историческое селфи. Ханы этим, как известно, не грешили. Во-вторых, парламентская комиссия действительно работала, однако никакие “скульп­турные бюсты” за основу она априори брать не могла по причине их фактического отсутствия (кстати, журнал предназначен для преподавательского состава школ, так что примерно можно представить, чему учат наших детей). Речь в уникальном пассаже, как ни странно, идет об антропологической реконструкции облика Абылай хана, выполненной в московской лаборатории имени Герасимова по инициативе академика Оразака ИСМАГУЛОВА, проводившего археологические и антропологические изы­скания на могиле хана, и действительно принятой научным миром.
Хотя и не без оговорок. В частности, в 2013 году в интервью газете “Вечерняя Астана” директор Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Хангельды АБЖАНОВ заявил, что реконструкция не получила признания в научных кругах, поскольку выполнена без ДНК-анализа найденных останков (в следующих статьях цикла вы увидите, что генетический анализ тоже ничего не гарантирует). Однако самым ярым противником реконструкции стал народный писатель Тынымбай НУРМАГАМБЕТОВ, выпустивший еще в 2001 году разоблачительную статью “Ошибка века”. Как утверждает литератор, в 90-х ученые откопали в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи, где, как считалось, захоронен Абылай хан, совсем не того человека, вследствие чего герасимовский бюст может принадлежать кому угодно, кроме Абылая. Интересно, что нападки на ученых Нурмагамбетов не оставляет до сих пор, причем они настолько чувствительны, что в 2014 году Исмагулов совместно с ведущим научным сотрудником Международного казахско-турецкого университета имени Яссауи Мухтаром КОЖА выпустил в журнале “Отан тарихы” статью “Еще раз о месте погребения Абылай хана”. Текст практически полностью посвящен пошаговому опровержению доводов писателя, хотя по тону чувствуется, что исследователей прямо корежит от уровня оппонента, “который путем преднамеренной фальсификации источников, а также жульническим искажением фактов… пытается доказать, что погребение Абылай хана не в стенах ханаки мавзолея Х. А. Яссауи, а за его пределами”.
Тем не менее (или более) Нурмагамбетова поддержал его коллега по писательскому цеху Кабдеш ЖУМАДИЛОВ. В своей статье, посвященной данному вопросу, он пишет, что Исмагулов нашел непонятно кого, ростом 157 сантиметров, беззубого, и пытается выдать его за Абылай хана. Если бы академик нашел останки атлета ростом сантиметров 185 и с полным комплектом зубов, то, наверное, претензий никто бы не предъявлял. Ошибка века, не иначе. Неопытна пока казахская наука, есть куда расти!
Что характерно, данные о 157 сантимет­рах - тоже фальсификация, поскольку сам Исмагулов с коллегами говорит о 164 сантиметрах. И Абылай, согласно данным исследований, действительно потерял все зубы, но не после удара копьем в поединке, а по причине пародонтоза. А боевая травма с переломом, благодаря которой (в том числе) были идентифицированы останки, тоже была, но в области левого бедра.
Маленький хан с болезненными деснами, творивший великие дела - такая картина у многих наших соотечественников вызывает когнитивный диссонанс. Наполеон и адмирал Нельсон могли быть маленькими, Абылай хан - ни за что. Это непедагогично, в конце концов.
- Надо иметь в виду, что в то время казахи, в принципе, были небольшого роста, об этом, например, пишет Левшин, - говорит Мухтар Кожа. - И раскопки батыров рода шапырашты говорят о том же самом. Ростом и телосложением выделялся только Наурызбай, а остальные были даже ниже Абылая!
В пользу трудов Исмагулова и Кожа говорят и недавно обнаруженные источники, бывшие недоступными в 1999 году, когда впервые вышла монография “Абылай хан: тарихи антропологиялық зерттеу”. Возможно, что в скором времени свет увидит книга, посвященная этому же вопросу, на русском языке.
Правда, вряд ли после этого мы увидим массовое тиражирование истинного облика Абылай хана. Ведь большинству важно не то, как выглядел хан, а у кого больше сантимет­ров.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть