7929

Из того теста

После выхода статьи “Балл-маскарад”, посвященной провалу казахстанских школьников на международном тестировании PISA, с нами связались представители Министерства образования и науки. Президент АО “Информационно-аналитический центр” МОН РК Серик ИРСАЛИЕВ излагает свое мнение по поводу уровня отечественных школьников, преподавателей, сокращения летних каникул и будущего системы образования.

- В исследовании PISA участвуют только две страны постсоветского пространства: Казах­стан и Россия. Что сподвигло нас на этот эксперимент?
- В 2009 году принимали участие также Азербайджан и Кыргызстан. Их результаты были немного хуже наших. Так, по читательской грамотности Казахстан занял 59-е место, Кыргызстан - 65-е, а Азербай­джан - 64-е место среди 65 стран.
Постоянное участие Казахстана в проекте ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. - Т. Б.) PISA - беспрецедентный и стратегический шаг. Для нас важно было получить независимую международную оценку проводимой образовательной политики в мировом сопоставлении.
Все страны мира определяют пути своего дальнейшего развития с учетом результатов международных исследований. Хочу привести пример: когда в 2001 году были опубликованы первые результаты PISA, Германия пережила настоящий шок: 21-е место из 32 стран. Эта ситуация так и вошла в образовательную аналитику под названием “PISA-шок”.
В результате бурных обсуждений в систему образования Германии были внесены кардинальные изменения. В том числе принят единый стандарт знаний, тогда как ранее каждая земля имела собственный стандарт обучения. В большинстве земель были запущены промежуточные экзамены для учащихся 3-х, 4-х и 9-х классов. Усилена языковая политика в части введения специальных курсов немецкого языка для детей дошкольного возраста и младших школьников из семей мигрантов. В результате 11-летних усилий уже в 2012 году Германия среди 65 стран занимает 16-ю позицию по математике, 12-ю - по чтению и 19-ю - по естествознанию. Нас подвигает участвовать в PISA такое же желание улучшать систему образования.
- Стали неожиданностью для министерства результаты первых тестов 2009 года?
- А будет ли для вас неожиданным результат, если вы примите участие в мировой автогонке на своем стареньком велосипеде?
Конечно, результаты PISA-2009 не были неожиданными (математика - 53-е место, естество­знание - 58-е место, чтение - 59-е мес­то среди 65 стран. - Т. Б.).
Мы прекрасно осознавали, что для наших участников формат тестовых заданий будет незнаком. Дело в том, что тест PISA уникален. Он не отражает знаниевое содержание нашего образования.
Еще в конце 80-х годов прошлого века наиболее развитые страны стали переходить от знаниевой к компетентностной системе образования.
Что это означает? На тот момент в этих странах уже поняли, что объем информации в нашем мире слишком быстро увеличивается. Например, сейчас современный человек получает и перерабатывает за один месяц столько информации, сколько человек XVII века за всю жизнь. Поэтому бесполезно и невозможно детей пичкать всеми знаниями, которые появляются.
В современном быстро меняющемся мире помимо качественных академических знаний важно привить детям компетенцию самостоятельно добывать, анализировать информацию и эффективно ее использовать в своей жизни.
Но как замерить эту компетенцию? Проект PISA как раз и замеряет навыки 15-летних подростков в применении полученных знаний, умении аналитически и критически мыслить, аргументировать ответы и строить прогнозы. В 2000 году это исследование было впервые проведено с участием 32 стран.
Здесь важно отметить: в то время когда весь мир переходил на новую парадигму образования, новые независимые государства, в том числе и Казахстан, решали другие задачи - строительство национальной модели образования, наращивание собственного потенциала в сложных экономических условиях.
Наш последний знаниевый школьный стандарт был утверж­ден в 2002-м. По абсолютно новым программам наши первокласс­ники начнут заниматься только в этом году. То есть наша система образования отстает примерно на 20 лет во внедрении компетент­ностной модели. Естественно, результаты наших школьников в PISA не могли быть лучшими.
А вот внедрение в Казахстане 12-летнего школьного образования как раз и отражает суть и смысл перехода от знаниецентристкой к компетентностной модели обу­чения. Теперь наши школьники, обучаясь по новым программам, будут обладать необходимыми компетенциями, для того чтобы конкурировать со сверстниками стран ОЭСР.
- В проправительственных отчетах и интервью акцентируется внимание на том, что на вторых тестах PISA-2012 казахстанские школьники продемонстрировали явный прогресс в сравнении с PISA-2009. Хотя по уровню читательской грамотности прирост составил всего три балла (с 390 до 393), а в относительном рейтинге Казахстан даже ухудшил свою позицию, скатившись с 59-го места на 60-е. Можем ли мы в принципе говорить о прогрессе в таком свете?
- Результаты Казахстана в PISA-2012, я еще раз подчеркиваю, были открыто представлены всей стране. Никаких проправительственных отчетов не было. И мы говорили не только об успехе наших школьников в математике (+27 баллов) и по естествознанию (+25 баллов).
Были установлены причины незначительного прогресса по чтению. Дело в том, что казах­станские учебники содержат отрывки из художественных произведений, при этом в них практически отсутствуют тексты с графиками, диаграммами и таб­лицами. Наши школьники не умеют работать с текстами делового стиля, различными инструкциями, информационными материалами. А именно такие читательские компетенции, как способность подростков воспринимать, обоб­щать и критически анализировать информацию, и замерял тест PISA.
Исследование показало, что здесь определяющим является и уровень культуры чтения в семье. В анкетном опросе PISA-2012 наши школьники указали, что имеют в среднем не более 150 книг в домашней библиотеке, а их сверстники из Кореи и Сингапура - свыше 250.
Нужно сказать, что международный тест по чтению оказался сложным для многих стран.
В сравнении с 2009 годом ухудшились результаты на 12 баллов у Финляндии (536/524), на 3 - у Кореи (539/536), на 9 - у Новой Зеландии (521/512), на 14 - у Швеции (497/483).
Поэтому даже плюс 3 балла для нас - шаг вперед.
- Выявляют ли тесты корреляцию между уровнем образованности учеников и языком обучения?
- Мы осознаем, что в этом контексте имеется некоторый дисбаланс. Разрыв показателей школ с русским и казахским языками обу­чения, к примеру в чтении, эквивалентен полутора годам (доклад Всемирного банка “Анализ результатов исследования PISA, проводимого в 2009 и 2012 годах”. - Т.Б.). Почему? Да, наши дети говорят на родном языке, но, чтобы успешно обу­чаться, этого мало. Полноценный контент казахской школы требует совершенствования учебников, методик и технологий обу­чения, повышения квалификации учителей. Естественно, все это делается.
Но основное стратегическое направление Министерства образования - выравнивание возможностей всех школ через единый тип организации образования, основанный на трехъязычии.
Когда все наши школьники будут свободно коммуницировать на трех языках, как в Голландии или Бельгии, а в этом ничего фантастического нет, тогда будет возможность сконцентрироваться на других факторах дифференциации качества образования. Например, ученики из полных семей, где оба родителя имеют высшее образование и хороший заработок, где у ребенка есть своя комната и стол с компьютером, опережают своих сверстников, у которых ничего этого нет, на два года.
Поэтому в фокусе правительства - решение задачи выравнивания условий для всех школ и школьников. Система образования должна работать социальным лифтом, а не социальным сепаратором.
- Если смотреть глобально, то печальные результаты PISA демонстрируют не столько уровень подготовки школьников, сколько степень профессионализма педагогов.
- Все мы знаем, что качество образования не может быть выше качества работающих в этой системе учителей. К сожалению, престиж и статус учителя в Казахстане все еще невысокий. Зарплата учителя составляет 62 процента от средней по стране (в Японии на 25 процентов выше, чем на госслужбе), поэтому учителя вынуждены брать больше часов и работать на 1,5-2 ставки вместо одной. А когда же заниматься профессиональным развитием?
Карьера учителя предусматривает всего три ступени. В результате талантливый педагог может достичь вершины - высшей категории - к 27 годам.
На сегодня отсутствуют специальные требования к приему на педспециальности, что приводит к набору слабоуспевающих абитуриентов или тех, кто не имеет склонности к педагогике. Это замкнутый круг. Проходной балл ЕНТ для поступления на педспециальности по гранту равен 75. Для сравнения: на ветеринарию - 80. Для кого-то это повод позлословить: кого мы больше ценим - детей или домашних животных?
- Судя по сокращению летних каникул…
- Мы с вами говорим о том, что система образования Казахстана пока отстает от стандартов ОЭСР. Мы говорим о том, что надо что-то делать. Мы говорим о том, что надо переходить на стандарты ОЭСР.
А что эксперты ОЭСР нам советуют? Мы вместе с ними провели исследование. Получили 43 рекомендации. Над каждой из них работаем. Две рекомендации как раз касаются пятидневки и сбалансированности времени каникул и четвертей.
Но почему-то, как только начинаем работать над приближением к стандартам ОЭСР по этим вопросам, сразу начинается ерничание, например про каникулы.
Хочу пояснить. Ни в одной стране мира, которая лидирует в PISA, нет таких длинных и ничем не обоснованных летних каникул. Для родителей стран ОЭСР даже 1,5-2 месяца - большая проблема. Супруги по очереди берут отпуск, чтобы быть с детьми, потому что их некуда девать. Это не способствует укреплению семьи. Да и в этих странах давно поняли, что за 3 месяца ребенок забывает почти все, чему его учили целый год.
Спросите и у наших педагогов - все вам скажут, что в первой четверти они вынуждены повторять прошлогодний материал. Это разумно?
Ссылаются на жару летом. Летом жара у нас не во всех регионах. Но даже там, где жара, разве дети куда-то исчезают? Или они все три месяца жары сидят под кондиционерами? Или все три месяца в детских лагерях либо с родителями на море?
А что, интересно, делают дети в тропических странах, где круглый год жара? Наверное, вообще не учатся?
Если ссылаться на климат, то во многих странах мира не должны учиться вообще: где-то круглый год жарко, а где-то холодно. Но нужен ли нам африканский вариант учебы?
Я все это к тому, что нельзя сделать образование лучше, сидя в привычных, но неразумных и необъяснимых рамках.
Но если мы хотим сидеть так, как привыкли, тогда действительно лучше забыть про 43 рекомендации и в PISA не участвовать, а просто считать себя самыми умными.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть