2322

Звериный стиль

Новости о самом большом зоологическом парке в стране приходят каждую неделю, как сводки с фронта. Началось все с того, что в конце февраля внезапно появилась информация о гибели в течение нескольких лет шести краснокнижных снежных барсов. Руководство зверинца по этому поводу заявило, что условия содержания ирбисов были изначально выбраны неверно: вольеры построены не там, где следовало, в результате чего хищники быстро заболевали. Причем фатально, поскольку лечить их было можно, а вот переселить - нельзя. Однако позже выяснилось, что с размещением, похоже, не повезло не только большим кошкам: за 5 лет в зоопарке погибло 507 особей разных видов. Это 10 процентов от общей численности животных в парке. И тут два варианта: либо несчастным представителям фауны просто достались плохие “номера” в замечательном, если в целом, учреж­дении, либо, что вероятнее, весь Алматинский зоопарк сам по себе и есть тотально неблагоприятная для животных зона. 

И это, надо сказать, почти откро­вение. Многие годы в атмосфере информационного шума о всепогло­щающей деградации современного казахстанского человеческого сообщества зоопарк казался последним оазисом природной чистоты. Скандалы сотрясали любые институции - от коридоров власти до детских садов, но репутация зверинца оставалась неприкосновенна. Если и поступали оттуда новости, то исключительно благостные: родился детеныш шимпанзе, для детей провели тематический праздник “День летучей мыши”, жирафу придумали имя. Это соз­давало оптимистичный психологический фон: людям, возможно, у нас и несладко, зато животным хорошо, а именно по отношению к ним и старикам определяется уровень гуманизма в обществе. Сразу вспоминалась спасенная бегемотиха из блокадного Ленинграда, да и сам Алматинский зоопарк времен ВОВ тоже вспоминался, в котором братьям нашим меньшим помогали выживать братья бльшие.
Теперь, как оказалось, всю информацию непраздничного толка руководители зоопарка и вышестоящих инстанций быстро закапывали подальше от посторонних глаз. За красочными отвлекающими трафаратеми происходило то же, что и везде: коррупция, кумовство, халатность.
Причем, пожалуй, даже в большей степени, чем в человеческих заведениях. Причина усугубления обстоятельств на поверхности и не отличается нравственным изяществом: в отличие от затюканных, но все еще осознающих свои права рядовых казахстанцев, ни барсы, ни тигрица Куралай не могли обратиться в СМИ или написать заявление в прокуратуру по поводу адских условий содержания в зоопарке. Все, что они могли сделать, это умереть. Как сотни других животных до этого.
Можно было бы сказать, что их жерт­вы не напрасны и сделаны во имя чего-то. Но непонятно во имя чего.
В скандальной истории с зоопарком смущает время появления новостей и общее складывающееся информационное давление. На днях достоянием общественности стал аудиторский доклад, сделанный французскими специалистами. Помимо всего прочего эксперты установили, что штаты зоопарка раздуты на полмиллиона долларов зарплатного фонда в год, а целый миллион освоенного бюджета потерялся в бумажных складках документации. До этого член попечительского совета зоопарка бизнесмен Раимбек БАТАЛОВ рассказывал, как спасал от гибели медвежат, которых буквально сживали со свету сотрудники зоопарка. Для акции спасения якобы был привлечен даже экс-аким Ахметжан ЕСИМОВ. Правда, случилось это достаточно давно, а информацию Баталов начал распространять только сейчас. Кроме того, члены совета никак не прокомментировали выступления в нашей газете ветеринара Марины КУДРЯВЦЕВОЙ и микробиолога Абая ЕРЕКЕНОВА, которые заявили, что после передачи зоопарка в ведение управления культуры были уволены квалифицированные специалисты, а наняты сторонние менеджеры (см. “Оружие массового заражения”, “Время” от 7.5.2016 г.). Надо сказать, что совет состоит не из одного Баталова - в него также входят глава Capital Partners Сержан ЖУМАШОВ, ректор Казахского национального университета искусств Айман МУСАХОДЖАЕВА, композитор Еркеш ШАКЕЕВ, экономист Ораз ЖАНДОСОВ и другие. Пока никто из них никак не комментировал ситуацию вокруг зоопарка, и доподлинно неизвестно, в курсе ли они вообще того, что там происходит.
Хотя в целом, конечно, картина ясна - не в деталях, но по духу.
В Алматинском зоопарке происходит то же, что и везде по стране. В нашей с вами стране, где директора детских приютов воруют у подопечных или даже занимаются педофилией прямо на рабочем месте; где самые масштабные имиджевые строительные объекты становятся почвой для не менее грандиозных коррупционных скандалов; где ничего не помнящих ветеранов ВОВ используют, чтобы выбить под их имена квартиры, а затем переписать на себя.
Чуда не случилось. Алматинский зоопарк - всего лишь одно из звеньев общей длинной цепи событий под названием “Казах­станские реалии”, ничем не лучше и не хуже других. Общественность может сколько угодно возмущаться гибелью барсов или болезнями тигров, но совершенно очевидно, что настоящее изумление в нашей ситуации мог бы вызвать только обратный факт: когда все животные содержались бы в благополучии и чистоте и никто не умирал. Это было бы очень странно, нерепрезентативно для общей ситуации.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, e-mail: tulegen@time.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть