5102

Толкование сынов

Казыбек ЕРМЕГИЯЕВ, сын осужденного за хищения Талгата ЕРМЕГИЯЕВА, принял участие в инаугурации президента США Дональда ТРАМПА как курсант американской военной академии. Парень разместил свое фото в Инстаграме и отметил, что гордится своей семьей. В частности, отцом.

Также фото Казыбека опубликовала у себя на странице известная теледива Айгуль МУКЕЙ, отметив, что “страна и семья могут гордиться таким сыном”. “Добрые” комментаторы не заставили себя долго ждать: в общем потоке неодобрительных отзывов почетное место занимают язвительные уколы по поводу того, что Казыбеку гордиться отцом, осужденным на 14 лет, нельзя. Потому что тот - казнокрад и вообще человек плохой - как может наследник его возводить на пьедестал? Предполагается, видимо, что сыну теперь нужно отречься от отца в лучших традициях Павлика Морозова, посыпать голову пеплом и постараться изобличить в преступной деятельности всех остальных членов семьи ради блага народа.
Досталось Казыбеку и за “измену родине”. Пользователи возмутились тем, что он гарцует на коне в США, а это совсем непатриотично. Патриотично было бы мыть казармы в Отаре, но Казыбек почему-то этого не захотел делать. Возможно, в силу того, что американские военные учебные заведения считаются более престижными и дисциплинированными, чем наши, а он мог себе позволить выбрать качество. Не зря же Айсултан НАЗАРБАЕВ тоже учился в Королевской военной академии Великобритании и обвинений в недостатке патриотизма, кстати, до сих пор не получил.
Вообще, то, с каким жаром у нас начали клевать Казыбека, настораживает. Но тревожат нападки не сами по себе, а в контексте происходящего в стране. Всех граждан обязали пройти регистрацию - участковые в стране заняты отныне только вопросами документирования владельцев жилья и постояльцев. В закон “О связи” внесли изменения, согласно которым департаменты КНБ имеют право блокировать соцсети даже без решения суда. Каждый день арестовывают или задерживают очередного представителя власти, который в одночасье становится фигурантом уголовного дела (пять минут назад сын мог гордиться отцом, а теперь - извините). На сайте Генпрокуратуры появился раздел, в котором казахстанцы могут анонимно (еще одно демократическое достижение) сообщать о соседях и знакомых, выглядящих подозрительно и “ведущих скрытный образ жизни”.
Добавьте к этому, что наш народ, как и все, пожалуй, постсоветские нации, исторически не привык долго тянуться за бумагой или клавиатурой - и все, готова страна зарегистрированных информаторов. Причем в самом неприятном и разрушительном для гражданского общества варианте: постепенно все идет к тому, что нам уже не предлагают жаловаться на бездействие органов власти, а подводят к мысли о необходимости доносить на “подозрительных соседей”. Из всех отечественных бед - от медицины и образования до бездействующих соседей - именно подозрительный сосед выглядит наиболее опасно.
Избавимся от таких элементов - и заживем! Проблема только в том, что избавиться от них невозможно. Если вы намерены стучать, повод и человек всегда найдутся.
А ведь все это было, было... Говорят, в советское время казахские аташки ругались “қаламыма іліңбе” (“не доводи до пера”) и “артыңа май шам алып тγсемін” (“зажгу за твоей спиной масляный фонарь”), намекая на письма “куда надо” и допросы с последствиями.
Не так давно я проводил своего рода соцопрос в Фейсбуке, поинтересовавшись, правда ли, что всякая казахская семья испытала на себе силу доносов. К примеру, оба моих деда пострадали от доносительства: один лишился хорошего поста из-за кляуз и поменял место жительства; другого обвиняли в мздоимстве и хищениях, при том, что его дети жили едва не впроголодь. Факты не подтвердились, все было бездоказательно, но крови попили моим предкам изрядно. То есть материал есть даже на примере двух семей, простых трудовых, не самых выдающихся. Что там в элите и творческой интеллигенции творилось, представить страшно.
Воспоминания посыпались незамедлительно. “Моего деда тоже посадили в тюрьму по доносу своих же родственников. Потом его судила так называемая тройка. Реабилитировали в 50-х. А его свекра в 30-х в товарном вагоне отправили в Сибирь. Тот был стар, ему было за 70. Он заступился за свою бывшую невестку, которая пришла к нему просить о помощи. Новый муж избил ее. Но владел грамотой и написал донос о том, что бывший бай продолжает измываться над бедняками”; “у меня и прадед, и бабушка тоже - получается два случая в семье. Хотя, по большому счету, донос на прадеда закончился большой трагедией для всей его многочисленной семьи с дительными тяготами и последствиями - так что пострадавших в итоге много”; “мой аташка работал помощником судьи. Кто-то из своих же аулчан пожаловался на двоих сородичей, распевавших свободолюбивые песни под домбру. Отправили донос в Мск, певцу 10 лет дали, 5 лет за соучастие домбристу”.
Ну и так далее.
Занимательно, что технологии работают на благо этих наклонностей. Пописывать стало легче, доступнее, и уже есть несколько прецедентов, когда пользователей соцсетей осуждали после жалоб других фейсбушников. Скриншот, два клика - и вот уже “подозрительный сосед” объясняется где надо. Похоже, КНБ даже не придется отключать социальные сети -
напротив, всем там будет лучше, если интернет-ресурсы начнут работать на всю катушку как генератор кляуз и доносов. Это очень удобно еще и тем, что можно собирать досье на всех и включать в нужный момент при соответствующей политической и общественной конъюнктуре.
Что этому можно противопоставить? Только отказ играть по таким правилам, человеческую добропорядочность, образованность и здравый смысл. Тем более что правила постоянно меняются, а отец всегда остается отцом - и это главное, что нам дал понять Казыбек Талгатулы.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть