⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Педаль за отвагу

Тулеген БАЙТУКЕНОВ

Велогонка в Алматы: почему, чтобы кому-то стало хорошо, большинству должно быть плохо?

     “29 и 30 сентября внимание всего мира было приковано к Алматы. Ведь в это время в самом крупном городе Казахстана проходила крупнейшая велогонка в мире “Тур Алматы”. 100 миллионов туристов прибыли со всего мира, чтобы насладиться грандиозным велоспортивным событием в красивейших предгорьях Заилийского Алатау. Только по первоначальным подсчетам организаторов, гонка принесла в бюджет города около $1 млрд., которые будут направлены на благоустройство города и социальные нужды. Акимат и спортивные функционеры справились с организацией гонки на отлично, поэтому соревнования решили сделать регулярными. Алматинцы только приветствуют начинание, ведь все делается ради города, а город это и есть горожане”.

Видимо, именно так устроители “Тура Алматы” видят соревнование и свою миссию. На деле же гонка была локальной, ни на одном из спортивных сайтов, кроме казахстанских, вы не найдете о ней даже упоминания. Туристов тоже не было, потому что смысла ехать на просмотр велогонки нет, так как в любом регионе их такого масштаба проводится достаточно. Но при этом власти заблокировали город так, как будто на велосипедах ехали Папа Римский вместе с королевой Елизаветой. Даже сам спортивный менеджер команды Astana Pro Team Александр ШЕФЕР двусмысленно заявил: “Не всякая страна, не всякий город могут перекрыть улицы и держать всех 4,5 часа. Как на чемпионате мира”. Наши власти такие слова, наверное, воспринимают как комплимент. А все нормальные люди из развитых стран понимают, что если власть блокирует город ради небольшого ивента, не считаясь с мнением горожан, то никакой Ян Гейл не сделает город европейским. Европа - это не пешеходные улицы и белки из соломы, это система и культура взаимоотношений между населением и властью. И да, не всякая страна может вместо обещанного “динамичного перекрытия дорог” погружать город в полный транспортный коллапс с 10 утра до вечера. В этом мы, конечно, перенимаем опыт самых передовых государств Африканского континента.
После массового возмущения алматинцев происходящим в соцсетях у акимата тут же нашлись и защитники. Их логика сводилась к тому, что соревнования, как ни крути, международные. И можно потерпеть, ведь это все делается для имиджа города и страны.
Почему нам всегда нужно терпеть, когда что-то делается для страны, отдельный большой вопрос. Нельзя ли как-то совмещать? Делать для страны и чтобы одновременно было хорошо населению. Или даже просто делать для населения, а потом вдруг окажется, что это было хорошо и стране. Хочется уже как-то попробовать.
Кстати, единственный аргумент из пакета “потерпите для страны” - это трансляция “Тура Алматы” на канале Eurosport. Как раз для нее, судя по всем признакам, и прокладывали маршрут соревнований. Хотели показать картинку красивого благополучного города, по девственно чистым улицам которого проносятся велосипедисты в яркой форме. Задача выполнена, поскольку технологии телетрансляций пока еще далеки от совершенства и не позволяют в полной мере ощутить эффект присутствия. А так бы западные зрители могли почувствовать ароматы выхлопных газов от десятков тысяч автомобилей, которые плотно окутывали город, пока машины безнадежно стояли в заторах. Павел АЛЕКСАНДРОВ, руководитель сайта мониторинга чистоты воздуха airkaz.org, 30 сентября опубликовал видео с дрона. На видео пустой проспект Аль-Фараби без единого болельщика, колонна велосипедистов и черная пелена смога, полностью накрывшего город. Европейским зрителям - глянец и красота, алматинцам - заторы и выхлопы.
О том, что властям совершенно неинтересно мнение горожан, говорит и система оповещения о соревнованиях и перекрытии улиц, точнее, ее отсутствие. Данных о блокировке улиц не было даже на сайте акимата Алматы, не говоря уже, например, о заблаговременном sms-оповещении. В результате люди не смогли сделать то, что запланировали. И на голову акимата посыпались проклятия со всех сторон.
Горадминистрация по сложившейся уже традиции никак не стала комментировать беспрецедентный провал велогонки с точки зрения менеджерской эффективности. Об извинениях перед жителями и говорить не приходится. Тем страннее выглядит интервью технического консультанта UCI (Международный союз велосипедистов) Пьера ХАТСЕБАУТА, размещенное на официальном сайте гонки tourofalmaty.kz. Хатсебаут взял на себя роль громоотвода и сказал буквально следующее: “Ну возьмите в пример Париж, город, по дорогам которого проходит “Тур де Франс”. За несколько недель до гонки там идет информационная работа о том, что в этот день город будет без машин. На это нужна серьезная политическая воля. Нужно донести и объяснить людям, которые работают и живут в районах проведения гонки, важность этого мероприятия. Чтобы также учитывались их интересы, чтобы они могли корректировать свои маршруты, планировать использование общественного транспорта - метро или временно перейти на велосипеды… Это мировая практика - выстраивать диалог, объяснять и доносить информацию. Люди должны иметь возможность или сделать заранее те дела в тех частях города, по которым пройдет гонка, или отложить их на следующий день”.
То есть интересы алматинцев отстаивает не акимат, а западный консультант! Которому, по идее, вообще должно быть все равно до горожан. Но Хатсебаут знает, что в нормальном мире гонки проводятся не для красивой картинки, не для имиджа и не для акимата. Они проводятся для людей. Именно поэтому тот же “Тур де Франс” - праздник для всей Франции.
В смысле - для всех французов.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Другой взгляд  на эту проблему в следующем материале "Мы будем долго гнать велосипед…"

Загрузка...
Астропрогноз
с 18 по 24 октября

Золотые слова

«- Мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют. »

Владимир ПУТИН, президент РФ:
Сказано о потенциальных агрессорах, решивших нанес­ти по России ядерный удар.
Вопрос на засыпку

Где вы храните свои пароли и PIN-коды от платежных карт?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева