7382

Кто ответит за “Ханство”?

На нашей “фабрике грез” и стены имеют уши...

В Сети появилась аудиозапись разговора человека, чей голос похож на голос министра культуры и спорта, с работниками “Казахфильма”, сразу же вызвавшая скандал.

Наверняка звуковые дорожки с любых закрытых совещаний в любом казахстанском ведомстве заставят вянуть уши нежных слушателей - но дело в том, что их никто не выкладывает в Интернет. Факт появления аудиограммы с “Казахфильма” в открытом доступе на youtube.com - свидетельство затяжного системного кризиса на студии, переходящего, судя по всему, в неконтролируемое сваливание.
Речь на записи поначалу идет о текущих проектах “Казахфильма”, которые заморозили в угоду сериалу “Казахское ханство”. Среди приостановленных картин - “Феникс” Талгада ЖАНЫБЕКОВА, создаваемый на паритетных началах с американо-российской компанией Aldamisa Entertainment. Из разговора следует, что $450 тысяч, которые студия должна была выделить на фильм, пока не распределены. В будущем, как утверждает похожий на министра Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ голос, “я сделаю совещание в правительстве, я напишу письмо с разрешением вот эти сэкономленные средства направить в “Қазақ елi”.
Словом, всё для фронта, всё для победы!
Однако и это может не спасти. Из напряженной беседы явствует: в министерстве не совсем понимают специфику кинопроизводства, не выделяют своевременно деньги, а команда “Қазақ елi” в лице продюсера Армана АСЕНОВА и режиссера Рустема АБДРАШОВА не может работать в условиях дефицита финансирования. По словам Асенова, только на пошив костюмов для сериала необходимо 50 дней, а шить их еще не начали - как раз по причине отсутствия бюджета. А ведь по-хорошему одежду еще и “состаривать” нужно, чтобы герои на экране не выглядели, как на ярмарке “Все по 500 тенге”.
Президент “Казахфильма” Бахыт КАИРБЕКОВ в свою очередь отправляет министру служебные записки с обвинениями в адрес съемочной группы: “…до сих пор нет ни утвержденной сметы или проекта лимита затрат на выделенную сумму. На 1 млрд. 125 (миллионов. - Т. Б.). Это не позволяет нам проводить конт­роль за целевым расходом денежных средств… что составляет 45% от общей суммы расходов. Должностные оклады и вознаграждения членов съемочных групп, в общем, увеличены в 5 раз, в том числе по постановщикам - в 10 раз, относительно утвержденных положением об оплате труда. У нас есть положение об оплате труда. Все проходит мимо нас абсолютно. Хотя фильм снимается в “Казахфильме”. Значит, руководство, то есть меня, Бахыта Гафуровича (Каирбекова. - Т. Б.), ставят перед фактом осуществленной сделки с предоставлением акта выполненных работ, накладных и выставленных счетов на оплату без подписанного договора”.
Попеняли и Рустему Абдрашову за завышенный гонорар за сценарий и постановку в размере 70 млн. тенге, на что тот искренне возмутился: “Я что, бесплатно должен работать?!”
Чтобы лучше понять, что происходит: президент “Казахфильма” не может управлять процессом кинопроизводства и жалуется на съемочную группу министру культуры. В свою очередь, съемочная группа саботирует новую администрацию студии, потому что та не понимает специфику создания кино на базе “КЗФ” в условиях бюджетного финансирования. Министр пытается урегулировать конфликт, но сам тоже не очень осознает, как выйти из ситуации без потерь. В стане “Ханства” разброд и шатания.
И самый главный вывод из всего этого: никто не хочет нести ответственность за срыв сакрального проекта, стараясь переложить вину на других. То, что проект на грани срыва, после появления записи уже не подлежит сомнению. Корабль начинает тонуть. А с тонущего корабля, как известно…
По-хорошему нужен один авторитетный кризис-менеджер, который взял бы на себя ответственность за “Қазақ елi” и довел его до завершения. Обычно эту роль исполнял президент “Казахфильма”. У многих кинематографистов сложное отношение к экс-главе студии Сергею АЗИМОВУ, но все признают одно: Сергею Жумабаевичу можно было позвонить на мобильный даже в два часа ночи, если на съемочной площадке возник неразрешимый вопрос - и Азимов бы его решил. Потому что Азимов сам кинематографист с большим опытом как собственно съемок, так и их менеджмента.
Следующий президент Ермек АМАНШАЕВ в кино был человеком пришлым. Но он смог оставить на своих постах ключевые студийные фигуры, нарастив сверху молодой менеджмент, - система при нем не рассыпалась, а стала даже более эффективной. Кроме того, Аманшаев вытащил из трясины долгостроя и завершил начатые еще при Азимове проекты.
Что происходит на “Казахфильме” сейчас? Все вице-президенты - как назначенные недавно, так и многолетние - сняты со своих постов. Лишились своих мест директора подразделений. Поговаривают, что в целом по студии более 100 человек получили уведомления о сокращении. Нынешний рулевой кинокорабля Бахыт Каирбеков наверняка хороший человек. Но он поэт, а не киношник. Посему он не понимает, что делать. И пишет служебные записки министру. К счастью, пока прозой...
Съемки “Қазақ елi”, которые должны были стартовать еще в июле, не начаты до сих пор. Не готов реквизит, нет денег на сам съемочный процесс. А натура уходит - уже осень на дворе. Если принять во внимание, что на съемки сериала отведено 80 дней, то выходит: большую часть времени группа будет работать глубокой осенью, то есть в условиях нестабильной погоды и последующего похолодания. А это всегда означает удорожание проекта. Ну или все съемки пройдут в павильонах, и на выходе мы получим камерную костюмированную драму в формате телеспектакля. Абдрашов несколько раз заявлял, что не хотел бы снимать “Қазақ елi” в таком виде. Но останется ли у него выбор?
Ситуация усугубляется еще и тем, что по завершении проекта (если он будет-таки завершен) на студию придут финансовые проверяющие. Так всегда бывает на больших проектах, особенно с подобным общественным резонансом. Если фильм не оправдает возложенных на него надежд, то ревизоры наверняка найдут очень много интересных фактов, касающихся сметно-финансовой дисциплины на этом замечательном проекте.
И тогда кого-то назначат крайним. Кого? - вот в чем вопрос.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и предоставлено СЦК, Алматы

Поделиться
Класснуть