3316

Назад, в Европу!

Современный Казахстан в ожидании эпохи Возрождения

История развивается циклично, и при надлежащем прилежании в толще веков можно найти какие угодно параллели любого исторического периода с другим. Но тем не менее есть эпохи очень похожие друг на друга, причем не буквально, а скорее по духу. 

СССР, например, в эстетике среды зачастую следовал принципам Древнего Египта, и особенно это видно по барельефам и панно: в отличие от греческих, где каждый персонаж - индивидуальность, советские отражали суровых тружеников - одинаковых с лица и занятых производительной деятельностью. Ибо вся сила была в коллективизме. То же самое относится и к тоталитарной монументалистике, где, как в древних царствах, культовый архитектурный объект был призван давить своим гигантизмом и утрированностью на простых смертных.
Современный Казахстан в этом смысле слишком эклектичен, для того чтобы искать эстетические параллели среди великих цивилизаций, а так называемое казахское барокко - всего лишь признак дурновкусия и синтеза юрты с реактивным двигателем. Зато по общим культурным тенденциям мы очень сильно напоминаем средневековую Европу, и это сходство слишком бросается в глаза, чтобы списывать его на чистую случайность.
“Прелаты держат при себе куртизанок, лошадей, собак, дома их наполнены коврами, шелками, духами и рабами; их колокола звонят только ради хлеба, денег и свеч. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все продают”, - проповедовал на площадях флорентийский монах Савонарола, вызывая горячую поддержку у “широких масс населения”.
Очевидно, что монах-ортодокс пользовался бы не меньшей популярностью и у нас - риторика отлично подходит для очередного разоблачения в стиле “пользуясь служебным положением, чиновник N тратил на себя средства детских домов, покупал дорогие машины, а поэт X
посвятил ему поэму”.
А как активизировались лекари всех мастей и заклинатели болезней! 13-летний Ербосын из Аральска лупит своих многочисленных посетителей камчой, сопровождая действие сурами из Корана. Люди верят в особую силу мальчика и толпами идут на его сеансы, на­деясь избавиться даже от последствий инсульта.
Такие творческие эскулапы есть в каждом регионе страны, и с каждым годом они набирают все большую популярность - для полной аналогии с временами мрачной готики не хватает только, чтобы народный целитель попытался вылечить какого-нибудь князя (акима), залечил до геморроя, а тот его прилюдно высек...
Тем временем в Есике родственники осужденных за массовое изнасилование мужчин совершили обряд жертвоприношения барана. В заклании участвовал и сам местный имам, заявивший, что парни должны “вернуться за белый дастархан”, поскольку вины на них нет. Традиция совсем не средневековая и уж точно не европейская, но вот побуждающие мотивы вполне вписываются в концепцию христианских индульгенций, родившихся как раз в Средневековье. Заплатил, принес жертву - и можно ждать прощения сверху. Почему нет - вот и конфессия в лице священнослужителя одобряет.
Не очень понятно, как конкретно работает механизм, но, возможно, и не нужно это понимать: буквально на днях одна алматинка в интернет-дискуссии заявила, что Солнце вращается вокруг Земли, и, это, представьте, никого особо не смутило! В конце концов, какая разница? Ведь говорили средневековые священники, что женщине не пристало думать о мироздании - лучше детей рожать и на кухне готовить.
Проникла тема Средневековья и в искусство. Если раньше режиссер Адильхан ЕРЖАНОВ апеллировал в своих фильмах к наследию эллинизма, то в последней картине “Чума в ауле Каратас” полностью погрузился в медиевистику с обязательными атрибутами в виде той самой чумы и докторов с длинными вороньими масками на лице. Он утверждает, что некий аул настигла чума, а местные власти не признают этого факта, параллельно готовясь к некой глобальной выставке.
Другой тонко чувствующий обстановку интеллигент и журналист Мади МАМБЕТОВ проводит для всех желающих открытые лекции по истории... все правильно! -
средневековой Европы. Мади, правда, делает основной упор на искусство, но оно-то еще больше выпячивает суть, чем скрывает ее, и “интеллекция” Мамбетова “10 советов средневековых женщин современным казахстанкам” как раз об этом. Тем более что положение женщины в обществе - что средневековой Европы, что современного Казахстана - весьма двойственно.
Исследователи, например, думают над тем, как тотальный культ Девы Марии и ее недосягаемый статус в христианстве сосуществовали с ужасным отношением к простым женщинам в рядовой жизни. Но им достаточно было бы взглянуть на Казахстан-2017, в котором прекрасно уживаются слоганы “мать для казаха всегда была самым святым” с “ну так она же шлюха - шлялась где попало, вот ее и изнасиловали”. Все отлично, никого уже не смущает такая постановка вопроса. Дева Мария и похотливая Ева - смысловой дуализм в действии.
И именно поэтому мать главного героя в недавнем фильме Акана САТАЕВА “Дорога к матери” зовут именно Марьям - тут двух толкований быть не может, нужно сразу дать понять, к какому лагерю ее относить...
В общем, чем больше читаешь новостей, тем сильнее ощущение, что все новое - это средневековое старое. И в связи с этим у меня две новости. Первая: Средневековье в Европе затянулось на 500 лет. Вторая: вслед за ним наступило Возрождение.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть