2647

Парад монет

Основная проблема нашей страны в переизбытке “усеновых”, “рыскалиевых” и “аблязовых” при полном отсутствии “сатпаевых”, “брусиловских” и “момышулы”.

Несколько лет назад автору этих строк довелось делать материал о памятных и юбилейных монетах Казахстана. И выяснилась, в общем, и так очевидная вещь - номинал и тираж монет, посвященных той или иной исторической личности, напрямую связан с ее, личности, масштабом. Юбилей Абая, например, был в прямом смысле дороже, чем памятная серия в честь Чокана ВАЛИХАНОВА. Мукан ТУЛЕБАЕВ вышел номиналом в 50 тенге, а Суюнбай - 500 тенге. Ну и так далее.
В этом нет ничего ни удивительного, ни предосудительного: чем значительнее персоналия, тем увесистее монеты и центральнее улицы.
Но чей светлый портрет встанет на аверсе стольника лет, скажем, через 40, когда Нацбанк выпустит новые коллекции нумизматических ценностей? И во сколько они будут оцениваться?
Такой чести люди обычно удостаиваются за выдающиеся заслуги и непревзойденные таланты. Магжан ЖУМАБАЕВ реформировал казахскую поэтическую традицию, а Каныш САТПАЕВ основал казахстанскую школу металлогении. Бауыржан МОМЫШУЛЫ придумал уникальную тактику ведения боя в окружении, которую до сих пор изучают в военных училищах, Ахмет ЖУБАНОВ впервые в истории свел домбру, инструмент принципиально сольный, в оркестр. Это только часть их великого наследия.
А если проанализировать поисковые запросы в Интернете, касающиеся современного Казахстана, то мы не увидим ни новых “жубановых”, ни взошедших “сатпаевых” - на их место пришли “усеновы”, “рыскалиевы”, “аблязовы” и “храпуновы”. В разрезе человеческой активности страна кардинально поменяла свое лицо, и выяснилось, как интересно заметил в свое время ЧЕРНОМЫРДИН по другому поводу, что это вовсе не лицо. Вместо научных открытий, литературы и покорения космоса - коррупция, правовой нигилизм и потемкинские деревни.
Конечно, и сейчас у нас есть люди, которыми можно смело гордиться. Это те же Илья ИЛЬИН и Геннадий ГОЛОВКИН. Но спорт­смены не могут закрыть собой все сферы жизнедеятельности, хотя и пытаются в условиях вакуума человеческого потенциала. Недавно волейболистка Сабина АЛТЫНБЕКОВА заявила, что будет везде прославлять Казахстан. Это замечательно, однако сама Сабина более всего известна даже не спортивными достижениями, а привлекательной наружностью. Поэтому прославление, видимо, будет делать упор на губки бантиком и бровки домиком. Нисколько не умаляя заслуг Сабины на этом благородном пути, необходимо все-таки отметить, что девичья красота не единственное, что хотелось бы видеть в кейсе “чем известен Казахстан, позитивные примеры”.
К тому же писатель Орхан ПАМУК, например, больше сделал для популяризации современной Турции, чем все “Мисс Турция”, вместе взятые, при всем к ним уважении. Как бы самого Памука ни оценивали соотечественники.
Оценка соотечественников, кстати, тоже интересный феномен. Скрипач Марат БИСЕНГАЛИЕВ вроде бы претендовал на звание человеческого бренда страны, но его имидж изрядно подпортил скандал с Уральским филармоническим оркестром, которым руководил Бисенгалиев. В 2011 году представители “творческой интеллигенции” написали письмо акиму области, в котором просили лишить оркестр государственных дотаций в силу бесполезности музыкального коллектива в принципе. Сам скрипач при этом считал свое детище “визитной карточкой страны”. Теперь страна без визитки, но никто так и не понял, стоила ли действительно эта визитка расходов на печать.
Передовицей республики в глазах мирового сообщества, но уже математического, пытался стать академик Мухтарбек
ОТЕЛБАЕВ. В прошлом году он с коллегами торжественно заявил, что нашел решение одной из “задач тысячелетия” - уравнения Навье-Стокса. Уважаемого ученого тут же подняли на котурны, многие известные в стране люди начали прославлять академика, не дожидаясь реакции ученого мира. Это понятно - страна соскучилась по героям, стране нужны зримые подтверждения того, что есть еще порох в пороховницах человеческого потенциала. Спустя ровно год после громогласного заявления всем стало понятно, что сенсации не случилось. Ваш покорный слуга даже выиграл пари в $1000 у дизайнера Нурлана ТУРЕХАНОВА по этому случаю. Нурлан, как мне кажется, поставил деньги не на Отелбаева, а на свою веру в него. Деньги, кстати, Туреханов перечислил в благотворительный фонд Аружан САИН, как мы и договаривались. Так что польза от псевдорешения все-таки была. И это радует. Пусть не задалось с Отел­баевым, но, по крайней мере, у нас есть держащий слово Туреханов.
В свое время мне довелось участвовать в заседании новообразованного киноклуба, на котором основной вопрос был поставлен до банальности просто: почему мы не можем снять фильм “Броненосец Потемкин”? Вопрос странный, но при этом ответ на него настолько очевиден, что многие его почему-то в упор не замечают. Для того чтобы снять “Потемкина”, нужна не хорошая камера, не правильная оптика, не клевые костюмы (хотя это все тоже не повредит) - для этого нужен ЭЙЗЕНШТЕЙН. Без Эйзенштейна не бывает “Потемкина”, как не может быть “Аталанты” без ВИГО.
“Войну и мир” написал ТОЛСТОЙ, “Путь Абая” - АУЭЗОВ. Людские ресурсы не тождественны человеческому капиталу, 17 миллионов населения могут быть полноценной, пассионарной нацией, только если способны производить гениев и героев. Можно по-разному относиться к Америке, считать ее дутой империей или восхищаться ею, но надо признать, что величие США - это не внешний долг и не обеспеченность доллара золотом, а братья КОЭНЫ, Пол Томас АНДЕРСОН, Майкл КАННИНГЕМ и Элон МАСК. Это великие американцы.
На смену репрезентативной интернет-выборке по запросу “Казахстан”, содержащей слова “нефть”, “Байконур”, “горы”, “степи”, “усенов”, “коррупция”, должны прийти имена, по которым бы наша страна моментально идентифицировалась, и это были бы музыканты, писатели, ученые, философы и бизнесмены.
У нас часто говорят про поиски национальной идеи. Но разве национальная идея не в том, чтобы суметь воспитать плеяду личностей, которыми бы вся нация могла гордиться?
И чтобы монеты в их честь потом хранились веками.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть