5700

Рафинированное ханство

Кажется, страну ждёт новая волна “переосмысления прошлого” и “написания истинной истории”. Все знаки указывают на это

На днях на сайте жамбылской областной газеты “Знамя труда” появилось интервью Омирбека БАЙГЕЛЬДИ - экс-главы области, успевшего позже попредседательствовать в святая святых казахстанского парламентаризма - сенате. О чем может беседовать журналист с государственным деятелем, выпускником зооветеринарного института и Академии общественных наук при ЦК КПСС, доктором экономических наук и в придачу - членом инженерной академии РК? Ну, конечно же, об истории! Очевидно ведь, что никто другой не расскажет всей правды о прошлом казахского народа.
Сведения бывшего торага поражают своей новизной и свежим взглядом на историческую науку. “История свидетельствует, что наш народ был чрезвычайно богат, носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд, ездил в золотом седле, а правители восседали на золотом троне. Собрания проводились в золотых дворцах. А мы - потомки того великого народа. Это никакое не преувеличение, это есть историческая правда”, - вещает г-н Байгельди. Но и это еще не все. Оказывается, в Крыму проживает народность саки, разговаривающая на казахском языке! И вообще: “Историки мечутся, много говорят о саках, спорят, мы саки или нет. Я им советую съездить туда и посмотреть на саков, а потом сказать, мы саки или нет. Тем более сейчас дорога открыта”.
Всю масштабность открытия г-на Байгельди, видимо, смогут оценить только потомки, поскольку косная историческая наука, до сих пор считавшая саков ираноязычными европеоидными племенами, не имеющими никакого генетического сходства с тюркоязычными казахами, вряд ли сможет быстро избавиться от этого заблуждения. Впрочем, по большому счету, все это неважно, поскольку тягу народа к истине нельзя убить никакими лживыми научными доводами и археологическими исследованиями. К тому же золотые седла и золотые же блюда - это очень по-казахски.
Вот и инициатива Министерства культуры по созданию сериала к 550-летию казахской государственности вдохновлена не чем иным, кроме стремления показать, как все было на самом деле. Некоторые скептики утверждают, что времени для создания качественного многосерийного фильма маловато (съемки начнутся уже в январе 2015 года), и потому на выходе может получиться очередная клюква. Но такой пессимизм не находит поддержки в доступном для анализа сопоставительном материале. Так, знаменитых “Кочевников” раскачивали целых семь лет, а результат все равно вышел неважнецкий. А если нет разницы, то к чему затягивать?
Не совсем, правда, понятно, по какой именно стезе пойдет работа над “Казахским ханством”. В прошлом году на высоком уровне было заявлено, что “в истории не должно оставаться белых пятен”, и дано поручение коллективу ученых написать новый сводный учебник истории страны. С тех пор прошло уже достаточно - по меркам новейшей политической истории - времени. Что с пособием - непонятно. Зато теперь вся тяга к восстановлению исторической справедливости направлена на сериал, который тоже должен стирать “белые пятна”. Поскольку сериал - это художественный продукт, постольку тут в сравнении со скучным учебником и простора для творчества побольше, а небольшой объем информации об основателях Казахского ханства Жанибеке и Керее лишь будет способствовать выявлению исторической истины. Когда Андрея ТАРКОВСКОГО спрашивали, почему он взялся за “Андрея Рублева”, ведь о легендарном иконописце мало что известно, Тарковский отвечал, что именно поэтому и взялся. Нам тоже гораздо проще ориентироваться в пространстве, где остается поле для догадок: снять по-настоящему правдивый сериал о 1465 годе несоизмеримо легче, чем, например, о 1986-м.
К тому же тут появляется возможность для конструирования новой исторической реальности или, если быть точнее, мифологизации прошлого. Сочинение мифов - один из проверенных способов самоутверждения новых независимых государств, вопрос только в том, в каком объеме оно (мифо­творчество) созидается государством. В СССР мифологизация была государственной идеологией, отголоски которой слышны до сих пор. У нас государство сильно прошлое не ретуширует (во всяком случае, на официальном уровне), но и не вмешивается в современное мифотворчество. Появляются книги о том, что шумеры жили на реке Шу и являются предками казахов; что сами казахи восходят корнями к крито-микенской культуре и даже - к мифическим атлантам. История - самая благодатная почва для общественного свободомыс­лия. Любые науки требуют хотя бы минимального погружения в предмет, а история ничего не требует: отсутствие познаний в физике не позволит запустить космолет на Марс, но ничто не мешает написать потом, что межпланетный корабль таки был запущен.
В 2010 году в Алматы под эгидой акимата состоялась научно-практическая конференция, на которой при большом скоплении носителей научного знания было установлено, что южной столице исполнилось уже 1000 лет. В связи с этим открытием были запланированы комплекс помпезных мероприятий и организация музея под открытым небом “Алматы - 1000 лет”. Прошло четыре года, тысячелетие отошло на второй план, хотя День города исправно празднуется, причем с каждым годом все пышнее. А тогда, в 2010 году, на автора этих строк, написавшего критическую статью о “тысячелетнем Алматы”, очень многие обиделись. Не обошлось, разумеется, и без обвинений в отсутствии патриотизма. Так уж складывается, что патриотизм для нас - это поддержка любых гипотез, утверждающих величие и необыкновенную древность казахского народа.

Не приходится сомневаться, что над “Казахским ханством” будет работать коллектив истинных, рафинированных патриотов. Просто хотелось бы обратиться к ним и сказать, что существуют и другие пути понимания безраздельной любви к Родине. Например, такой - из японского школьного учебника 1930 года: “Самый простой способ стать патриотом заключается в том, чтобы дисциплинировать себя в повседневной жизни, способствовать поддержанию порядка в семье и добросовестно выполнять свои производственные обязанности”.

Впрочем, этот рецепт явно не для гордых потомков золотых (в том числе в прямом, байгельдиевском смысле) людей. Да, саки мы!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть