2980

Революция отменяется

Депутат мажилиса Надежда ПЕТУХОВА заявила, что казахстанцы должны противиться принципам западной сексуальной революции, так как они приводят к распространению инфекций и бесплодию. Тем самым г-жа Петухова в очередной раз обозначила основной когнитивный диссонанс вестернезируемых обществ - желание, чтобы осина родила апельсины: цитрусовые приятны на вкус и модны, однако и своих корней лишаться не стоит. Пока у нас западничество и местные традиции более-менее мирно сосуществовали, но, кажется, скоро все изменится.

В Сети все большей популярностью пользуются статьи про “казахское воспитание”, “степную этику” и “национальный кодекс”. Это естественная тяга к институтам, обуславливающим национальную идентичность: считается, что для ощущения себя представителем того или иного этноса нужно соблюдать социальные ритуалы, доставшиеся в наследство от предков и выпестованные столетиями. С этим, в общем, нет проблем. Проблемы есть с тем, что архаичные модели не всегда органично вписываются в современную реальность. Когда молодые люди пафосно заявляют, что будут проводить свадьбу “чисто қазақша” - это хорошо, но если выдерживать до конца суть эксперимента, то нужно ехать на кочевье и соблюдать все положенные ритуалы, включая беседу с невестой в юрте с вечера до рассвета без возможности физического контакта. Это будет тотальной проверкой на “казахскость”, но есть опасение, что не все способны ее выдержать.
Поэтому многие традиции видоизменяются, а когда-то обязательные к исполнению церемонии заменяются их символическим обозначением. Вместо коня дарят его денежный эквивалент; никто уже ничего не шьет из преподнесенных кусков ткани, но их все равно несут, потому что так надо, и так далее. Какого-то единого кодекса или закрепленного свода изменений нет, трактовки варьируются от региона к региону и даже от семьи к семье.
Понятно, что мы в этом не уникальны. В старом Таиланде, например, было принято, чтобы молодые люди в течение нескольких лет жили послушниками в буддийских монастырях. С тех пор течение времени ускорилось, несколько лет заточения означают не столько процесс возмужания, сколько упущенные возможности, и поэтому сейчас на духовное совершенствование подрастающего поколения отводится несколько недель. За это время послушникам дают базовые знания молитв и ритуалов и отпускают во внешний мир, полный соблазнов и опасностей.
Но дело, конечно, не в ритуалах - они лишь оболочка для определенной общественной морали. Подразумевается, что западная мораль не подходит для ориенталистских обществ, развращает их и приносит одновременно с ростом материального благосостояния падение благостояния духовного. А также инфекции и бесплодие. Из этих опасений вырастают институты нравственности и духовного воспитания “Қазақ қызы”, и вообще обращение взоров к традиционной казахской этике, которая “не допускала выбрасывания новорожденных” (а интересно, какая допускала, бельгийская?), а также всевозрастаю­щей похотливости. Многие уже склонны считать, что разлады в общественном устройстве и непреходящее ощущение, что страна деградирует, - прямое тлетворное влияние Запада. При этом людям свойственно забывать, что живут они в римских инсулах; что у нас есть сенат - тоже родом из Рима, как и республиканская форма правления; что читают они книги, подаренные немцем Гуттенбергом, и пользуются Интернетом, придуманным в США; что звонят они благодаря Беллу, а ездят на машинах и летают на самолетах из-за Бенца и братьев Райт; что когда им дети пишут по WhatsApp или скидывают sms - это тоже все западные ценности вместе с их тлетворностью. И антибиотики, которыми лечат венерические заболевания, - тоже достояние Запада.
Вестернизация действительно влияет на традиционные стандарты - это неизбежно. И во многом она сильно ломает общепринятые нормы поведения в обществе. Даже глава государства в одном из своих выступлений с горечью заметил, что казахи стали сдавать стариков в дома престарелых. Для француза такое поведение считается стандартом, у казаха пока еще вызывает оторопь или, как минимум, моральный дискомфорт, ощущение чего-то неправильного. Но вековой институт патриархального семействования размывается под гнетом урбанизации, а что делать, непонятно.
Научиться впрягать в одну телегу коня и трепетную лань - вот задача для общества. Фазиль Искандер писал, что в традиционных системах сдерживающим фактором являются семья, обычаи и религия. Когда они перестают играть свою регулирующую функцию (как раз наш случай), в дело должен вступать разум. Однако события последнего времени - дело “Пушкин и Курмангазы”, учреждение Альянса блогеров, введение цензурных комиссий для театров - говорят о том, что уповать на разум нам либо чересчур рано, либо уже слишком поздно.
А ведь простой анализ текущего положения дел может на многое открыть глаза. Что демократия, будь она соблюдена, нисколько не противоречит кодексам степной этики вплоть до палеолита. Что развращает молодежь не сексуальная революция, а невежество, отсутствие работы и осязаемой цели в жизни. Что судебный произвол в пользу сильных разрушает мораль в сто раз сильнее, чем плакаты с целующимися гениями. Что новорожденных бросают, не насмотревшись западных фильмов, а потому, что в школе и дома не научили элементарным представлениям о гуманизме и жизненных ценностях. Что отбирают у собственных родителей жилье не те, кто не совсем казахи, а те, кто не совсем люди.
Все это, казалось бы, очевиднейшие вещи, но они тонут в массовой погоне за представлениями об особом виде “казахской морали”, которая противостоит ужас­ным веяниям прогнившего Запада. И напор все сильнее, и дров все больше.
Да помогут нам аруахи!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть