2347

Трамвай по требованию

 

Власти Алматы рассчитывают, что через три года треть алматинцев будет ездить в общественном транспорте. В программе развития транспортной инфраструктуры города, которая будет реализовываться до 2016 года, предусмотрено немало мер, улучшающих ситуацию с автомобильным потоком на наших дорогах. В нее будет вложено почти 90 миллиардов тенге, причем львиная доля из них - инвестиции. Очевидно, что транспортную проблему, которая стала для Алматы одной из самых актуальных, нужно срочно решать. Вместе с городом растет количество жителей и автомобилей, заполонивших улицы. Строительство развязок и объездных дорог, конечно, улучшает ситуацию, но этих мер, увы, недостаточно. Поэтому в ближайшее время Алматы ждет немало новшеств. Планируется расширить проспекты Абая и Райымбека, улицы Бекмаханова, Толе би, Тимирязева, Момыш­улы. На бывшей Ташкентской построят новые развязки и сделают обособленную полосу для общественного транспорта, улицу Толе би пробьют в западном и восточном направлениях до границ города и также построят развязки. 

Но все же главная цель программы - развитие инфраструктуры городского пассажирского транспорта и обновление его подвижного состава. Лишь этот путь может привести к решению транспортных проблем, и такая практика используется в большинстве стран мира.
Конечно, можно ввести жесткие ограничения: например, закрыть въезд для легковых машин в определенные районы города, ввести специальные разрешения или вовсе запретить иногородним авто пересекать границу Алматы. Но это тупиковый путь, связанный с множеством проблем, начиная с создания альтернативных маршрутов - в случае ограничений въезда в город - и заканчивая нарушением конституционных прав граждан. Поэтому ставку нужно делать именно на развитие сети общественного транспорта.
Если в советское время эта сфера полностью находилась в ведении местных властей и датировалась за счет бюджетных субсидий, то с распадом Союза пассажирские перевозки лишились какой-либо поддержки и буквально за несколько лет пришли в упадок. Тогда власти и решили запустить в эту сферу частников, но это привнесло много других проблем. Перевозчиков стало слишком много, а на их работу постоянно жаловались пассажиры. Поэтому с 2005 года началось постепенное сокращение частных автопарков. В результате из 46 таких предприятий сейчас осталось 22. Но станет еще меньше: планируется, что в Алматы будут работать всего пять компаний перевозчиков - крупные, финансово устойчивые организации, а не конторы-однодневки.
В последнее время в Алматы сократилось и количество пассажирских автобусов: сейчас в городе их чуть менее полутора тысяч, с наших улиц исчезают чадящие агрегаты, ездить в которых крайне рискованно. При этом почти до 70 процентов возросло число автобусов большей вместимости.
А в скором времени власти закупят еще тысячу автобусов и две тысячи такси, часть из которых будет работать на природном газе. Будет развиваться легкорельсовый транспорт и, конечно, алматинский метрополитен. Уже разработано технико-экономическое обоснование для проектирования и строительства второй очереди первой линии метрополитена от станции Алатау до улицы Ауэзова в поселок Калкаман и от станции Райымбек до железнодорожного вокзала Алматы I. Легкорельсовый транспорт соединит спальные районы города с центром.
Планируется создать единого оператора общественного транспорта, который будет координировать работу метро, будущего LRT (легкорельсового транспорта), трамваев, троллейбусов и автобусов. Работа в этом направлении уже идет: специалисты акимата изучают международный опыт, привлекают зарубежных консультантов.
Если все задуманное воплотится в жизнь, все районы Алматы будут охвачены автобусными маршрутами, а на въезде в город появятся автостанции и вокзалы, которые станут транзитным пунктом для иногородних пассажиров. И вот тогда алматинцы убедятся в преимуществе общественного транспорта перед личным автомобилем.

Ольга СТЕПАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть