4418

История с переодеванием

В стране начинается третий этап осмысления нашего исторического прошлого - так оценил итоги расширенного заседания межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории под председательством госсекретаря Марата ТАЖИНА политолог Айдос САРЫМ (см. “От изучения истории - к политике памяти”, “Время” от 8.6.2013 г.). Однако  замдиректора Института истории государства Радик ТЕМИРГАЛИЕВ (на снимке), похоже, понял госсекретаря по-своему.

- Я думаю, главной целью данного совещания была организация дискуссии в стране по различным вопросам, касающимся нашей истории. Все всё услышали, теперь можно реагировать, комментировать, анализировать, способствуя или противодействуя изложенному плану действий. Конечно, процесс может занять длительное время, но без общенационального разговора об истории нам обойтись сложно. Не случайно психологи в ходе лечения глубоко погружают своих пациентов в воспоминания. Объективно рассматривая и оценивая свою прошлую жизнь, человек начинает понимать, что ему необходимо изменить в первую очередь в самом себе, чтобы избежать повторения старых ошибок в будущем. Этот метод терапии можно применять и в отношении коллективов. Честный разговор об истории, на мой взгляд, нужен народу.

- Само заседание и постановка вопроса как бы намекают на то, что доселе в нашей исторической науке все было не очень благополучно и пора что-то менять. А что именно? И каков вектор изменений?
- Менять действительно нужно многое: подготовку кадров, организацию работы, учебники, материально-техническое оснащение. Надо развивать междисциплинарные науки. История - это уже не та наука, которая была сто лет назад и развивалась только благодаря работам в архивах и археологическим раскопкам. Сегодня историки в развитых странах активно работают за лабораторным столом, пользуясь достижениями химиков и биологов. А у нас даже проведение радиоуглеродного анализа является проблемой.
Отдельный разговор - это концептуальное видение нашей истории. В обществе широко распространено мнение, что начиная с 1991 года вся казахстанская история подверглась тотальному пересмотру. Однако это не совсем так. Ревизия коснулась в основном только периода новой истории. То есть был осужден советский тоталитаризм, были признаны национальными героями предводители освободительных движений. А в том, что касается времен ранее XVIII века, ничего же не изменилось. По страницам наших учебников все так же бродят “феодалы”, “монголо-татары”, “кочевые узбеки” и прочие конструкции раннего периода, нелепость которых на сегодняшний день не вызывает сомнений. По сути, вся история казахов, как и в советское время, сводится к XV веку, к Джанибеку и Керею, а что было до них и кроме них, никого не интересует.
Возьмем Тюркский каганат - одну из величайших империй в мировой истории. Современные казахи являются прямыми потомками древних тюрков, и никто из серьезных ученых с этим не будет спорить. Но где и что мы говорим о Тюркском каганате? Есть, конечно, специалисты, исследующие памятники древнетюркской письменности, но, по сути, если простой человек хочет что-то узнать о древних тюрках, то ему можно посоветовать только прочитать старую монографию Льва ГУМИЛЕВА “Древние тюрки”. В учебниках же вся история Тюркского каганата умещается на трех-четырех страничках. Школьники и студенты элементарно не успевают осознать значение великой державы, построенной нашими предками. В их представлении каганат просто смешивается с рядом других кочевых союзов и государств Средневековья и, соответственно, воспринимается как что-то равнозначное и заурядное.
Еще хуже обстоит дело с историей Золотой Орды. Понятно, что в советское время история “братского социалистического” казахского народа как можно больше отдалялась от истории державы, которая двести пятьдесят лет заставляла платить дань древнерусские княжества. Но сейчас что заставляет историков вскользь пробегать по этой теме? Бату, Берке, Менгу-Темир, Узбек, Джанибек - это все наша история и наши ханы, а их как будто и не было в казахской истории. В итоге, чтобы что-то узнать об этом периоде казахской истории, читатель вынужден обращаться к литературе, издаваемой в России. Слава богу, в России, особенно в Татарстане, активно развивается данная область истории.

- Нет ощущения, что проблема исторической науки в Казахстане - поколенческая, поскольку многие из активно действующих ученых в свое время изучали генезис марксизма и путь КПСС и чисто физически не в состоянии переформатировать свое сознание?
- Не хочется обижать аксакалов, но что есть, то есть. Все-таки большинство людей приобретает основной багаж знаний в молодые годы, а потом в силу объективных и субъективных причин возможности получения и усвоения новой информации заметно снижаются. Не секрет, что есть некоторые убеленные сединами ученые, которые уже свое слово в науке давно сказали, и ничего нового от них ожидать не приходится. Тем не менее они занимают какие-то позиции в научных учреждениях, сидят на почетных местах на всех официальных мероприятиях и не упускают возможности произнести получасовой спич на любую тему. Это Казахстан. Стариков уважали и будут уважать только за то, что они старики. Но аксакалы тоже бывают разные. Есть и необычайно эрудированные, грамотные, работоспособные, пользующиеся заслуженным авторитетом патриархи, способные дать фору любому молодому ученому. Поэтому обозначенная проблема все-таки не является основной, хотя, конечно, имеет место быть.

- Кстати, заметно, что граж­дане других стран очень хорошо знают собственную историю, культуру и уж во всяком случае ориентируются в основных событиях и датах - это касается как французов, так и узбеков. А казахи в большинстве своем историю страны и народа не знают совсем. Да и знать не хотят. С чем это связано?
- Коллективизация, сталинские репрессии, Великая Отечественная, русификация вкупе серьезным образом прервали связь времен. Огромный пласт информации, передаваемый от отца к сыну на протяжении многих поколений, просто пропал. Миллионы людей выросли в таких условиях. И даже в семьях, не пострадавших в ходе всех этих событий и процессов, обычно вырабатывалась привычка не рассказывать детям о прошлой жизни. Как преподавалась история Казахской ССР, люди, отучившиеся в советских школах, тоже, наверное, помнят. Несколько выделенных на этот курс часов учителя использовали обычно, чтобы наверстать пропущенные уроки по истории СССР или всемирной истории. Это что касается причин незнания истории в обществе.
Что же касается интереса, то, мне кажется, ты не совсем прав. Достаточно вспомнить, какой бешеной популярностью в советское время пользовался исторический роман Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА “Кочевники”. Это же был серьезный показатель запроса на историческую информацию в условиях существовавшего в ту пору вакуума. Сейчас, конечно, интерес к художественной литературе серьезно снизился, но в то же время успех, допустим, такого фильма, как “Жаужурек мын бала”, говорит о том, что люди активно интересуются прошлым. Просто не нужно подсовывать им какую-то бездарную пропаганду, выдаваемую за историю. Сейчас не те времена, чтобы такие вещи могли проходить.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

13.06.2013

Поделиться
Класснуть