6806

Магбат СПАНОВ, доктор экономических наук: Причиной дефолта может стать наше чванство

На прошлой неделе министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ порадовал прогнозами на ближайшие три года. Нас ждет безудержный рост экономики: ВВП подскочит до 24 тысяч долларов на душу населения, фонд национального благосостояния разбухнет до 120 миллиардов у.е, а инфляция не посмеет подняться выше 6-7 процентов. Произойдет это благодаря повышению налогов и увеличению добычи нефти. Эти любопытные цифры мы попросили прокомментировать доктора экономических наук Магбата СПАНОВА (на снимке).

- Магбат Уарысбекович, по заверениям правительства, реальный рост экономики составит порядка 6-7 процентов плюс резко подскочит ВВП на одного человека. Можно ли верить этим обещаниям?
- Наше правительство всегда весьма осторожно делает прогнозы. Так что вполне вероятно, по расчетам финансистов, цифры будут даже выше. Просто сейчас они дают осторожные выкладки, а потом можно будет сказать, что план перевыполнен и мы вообще хорошо справляемся со своими обязанностями. Единственный момент, который у меня вызывает сомнение: почему вдруг ВВП стал главным показателем роста экономики? Это ведь промежуточный показатель, в котором учитывается, например, рост природной ренты. Проще говоря, чем больше нефти будет добыто в следующие четыре года, тем выше окажется ВВП. Ни для кого не секрет, что нынешней осенью планируется начать добычу на Кашагане. Соответственно, чем шире там будет открыт кран, тем лучше все наши цифры.
- Да, Министерство экономики и бюджетного планирования заявляет о повышении добычи неф­ти с 80 до 110 миллионов тонн.
- Понятно, что Кашагану будет отведена роль локомотива. Тем более что стоимость углеводородов на мировых рынках падать не собирается, спрос стабилен, никаких резких скачков не прогнозируется. Но не стоит думать, что кашаганская нефть мгновенно сделает казахстанцев богатыми. Месторождение принадлежит консорциуму - группе крупнейших компаний. Государство в этой организации представляет “КазМунайГаз”. Часть прибыли напрямую пойдет в бюджет, но все-таки для начала консорциум будет гасить свои расходы на разработку месторождения. Изначально там планировали потратить около 40 миллиардов долларов. Но уже сейчас, до старта проекта, потрачено на 100 миллиардов больше. Вот пока эти цифры не перекроют, вся нефть будет делиться по-братски, а не по справедливости. Проще говоря, кто сколько вложил, тот столько и заберет. Конечно, через налоги бюджет Казахстана будут пополнять и иностранные операторы Кашагана. Но это малая доля.
- Еще один прогноз от Ерболата Досаева - инфляция останется в допустимом коридоре от 6 до 8 процентов. Это выполнимая задача?
- У меня ощущение, что механизм расчета инфляции в нашем правительстве остается неизменным уже лет 10-15. Так же считали и при КАЖЕГЕЛЬДИНЕ (Акежан, председатель правительства с октября 1994-го по октябрь 1999 года. - Прим. авт.), и при БАЛГИМБАЕВЕ (Нурлан, председатель правительства с октября 1997-го по октябрь 1999 года. - Прим. авт.). Главная задача финансистов - показать, что инфляция под контролем. По критериям финансовой устойчивости она должна быть на уровне трех процентов. Но, учитывая структуру нашей экономики, особенно ее зависимость от продажи энергоресурсов, даже 6-7 процентов - нормальный вариант. Вот только реальные цифры, я думаю, будут выше. Может быть, раза в два. Вообще, нужно понимать одну вещь. Экономика страны в ее нынешнем виде слишком уязвима от внешних факторов. Мы уже лет десять говорим о необходимости ухода от сырьевой зависимости, но ничего не меняется. Была надежда на программу форсированного индустриаль­но-инновационного развития, однако она реализуется не лучшим образом. Построили биокомбинат в Северном Казах­стана - он закрылся. “Силициум Казахстан” в Карагандинской области встал. А ведь на эти проекты пошли сотни миллионов долларов. Пока мы сидим на нефтяной игле, инфля­ция может быть какой угодно.
- Единственный неприятный момент, озвученный министром экономики, - правительство будет повышать налоги. На имущество, на землю, на транс­порт с большим объемом двигателя и так далее. Получается, что государство нуждается в деньгах. В то же время звучат заявления, что экономика растет, Нацфонд к 2016 году будет равен уже 122 миллиардам долларов...
- Я понимаю, в чем вопрос. Действительно, у нас сложилась интересная ситуация. В правительстве достаточно много сильных финансистов, но нет макроэкономиста. В результате существует только один подход - выделение средств и их освоение. Простой пример: у нас очень много строят. Школы, дороги, больницы, сельскохозяйственные объекты, заводы... При этом экономический эффект не просчитан. Бывает, что к производству не подведена вода, там слишком дорогое электричество, нет возможности вывозить продукцию. То же самое со школами - ну не нужна она именно в этом селе и на этой улице или больницу следовало построить километрах в ста отсюда. Опять-таки с точки зрения показателей не важно, в правильном ли месте поставили школу или завод. Валовой региональный продукт (ВРП) напрямую зависит от того, сколько средств выделено и освоено. Чем дороже объект, тем лучше. Если можно построить за миллиард, то будут просить два. И акимы потом козыряют этими цифрами: мы строим соцобъекты, ВРП вырос в три раза, все довольны. Но фактически речь не идет о развитии региональной экономики. Это просто освоение. В советское время в Казахстане было 19 административных единиц - 18 областей и город Алма-Ата. Половина областей кормила себя самостоятельно, остальные получали дотации из бюджета. Сейчас ситуация иная - всего 2-3 региона приносят прибыль, остальные живут за счет республиканских вливаний. И при этом демонстрируют уверенный рост, поскольку получают деньги и осваивают. И, знаете, эта порочная практика может погубить экономику всей страны. По крайней мере, сейчас мы находимся на пороге большой катастрофы.
- Цифры говорят об обратном.
- А я сейчас не о прогнозах министерства. Наше чванство - вот что может стать причиной дефолта. Казахстан подал заявку на проведение Олимпийских игр 2022 года. Знаете, я сам преданный болельщик, очень люблю спорт. Но как экономист понимаю, что нам не стоит браться за Олимпиаду. Все последние аналогичные события в других странах стоили очень дорого. Россия, если не ошибаюсь, уже потратила на подготовку к Сочи более 40 миллиардов долларов. Даже если мы возьмем для примера эту сумму - это в три раза больше нашего бюджета! Это почти половина Нацфонда. Безумные деньги. И логично, что мы их будем где-то занимать. С чем связано падение экономики Греции? Эта страна провела Олимпиаду в 2004 году. Заняли под нее 200 миллиардов долларов на подготовку, понастроили аэропорты, дороги, стадионы. Проценты бегут, долг растет. Греки уже отдали 500 миллиардов, но продолжают платить по счетам. Олимпиада загонит и нас в такие же условия. И уже никакой Кашаган нас не спасет.

Михаил Козачков, Алматы

05.09.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее