4251

Айгуль СОЛОВЬЕВА: Быть министром - сомнительное удовольствие!

Мажилисвумен Айгуль СОЛОВЬЕВА (на снимке) оценивает работу нынешнего правительства на тройку. Но при этом подчеркивает, что сама никогда бы не согласилась стать чиновницей. В интервью “Времени” депутат поделилась своими соображениямипо поводу вялости членов кабмина и недавней перетасовки министров.

- Айгуль Сагадибековна, некоторые ваши коллеги называют нынешний состав правительства самым инертным за всю историю. Вы с ними согласны?
- Нет. Это правительство работает не хуже предыдущих. Его критикуют, забывая, что сейчас стоят куда более глобальные и сложные задачи. Прежний состав кабмина реализовывал стратегию “Казах­стан-2030”. Новая планка - “Казахстан-2050” - требует от министров больших усилий, динамики, а главное, не заскорузлого, а инновационного подхода. Ахиллесова пята этого кабмина - слишком вялая децентрализация. Он никак не может дать местным исполнительным органам больше полномочий, самостоятельности и выполняет задачи, которые во многом не соответствуют его предназначению: сконцентрироваться на стратегических функциях, а не распыляться на местечковые проблемы.
- Какие, на ваш взгляд, самые кричащие упущения в работе правительства?
- Сильно хромает планирование бюджета, исполнение различных программ, нет внятных механизмов достижения результатов. Какие бы глобальные намерения мы ни заявляли, результаты должен чувствовать народ. А он, как и я, скорее всего, оценивает сегодня работу нашей исполнительной власти на троечку. Вот недавно на брифинге в Астане министр индустрии и новых технологий Асет ИСЕКЕШЕВ заявил, что в подведомственном ему министерстве пересмотрели критерии оценки проектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития. А что мешало правильно выработать эти критерии изначально? Значит, сотрудники этого министерства пребывали в какой-то эйфории, полагая, что все казахстанцы - “индустриально-инновационно мыслящие” люди? Немало претензий и к Министерству сельского хозяйства. Почему оно никак не может наладить экспорт мясной продукции? Казахстан в советские годы занимал третье или четвертое место по поставкам мяса за рубеж. А сейчас? Ну это же смешно - заявлять, что мы экспортировали 20 тонн мяса в Москву! Глава государства оценил этот результат как нулевой. Даже 200 тонн - несерьезный экспорт, учитывая, какие огромные средства вкладываются в закуп импортного племенного стада.
Государство вкладывает миллиарды тенге в реализацию гос­программ - а выхлоп мизерный! По данным фонда развития “Даму”, один тенге, вложенный в “Дорожную карту бизнеса-2020”, приносит 7 тенге. Я очень сомневаюсь в этом. Если бы окупаемость действительно была такой высокой, то увеличивалась бы налогооблагаемая база. Но этого не происходит, поэтому Министерству экономики и бюджетного планирования приходится изобретать различные “фокусы” с повышением налогов.
- После критики правительства главой государства премьер-министр Серик АХМЕТОВ объявил выговоры нескольким вице-министрам. Как думаете, дойдет ли дело до отставки министров?
- Если министры хотят, чтобы общественность меньше говорила об отставке правительства, они должны ориентировать персонал среднего звена на концептуальные предложения, стратегический подход - потому что сами в чехарде совещаний даже не успевают включить свой мыслительный аппарат, чтобы подумать о конечном результате работы. Окна моей квартиры выходят прямо на Дом министерств. Я вижу, как в некоторых ведомствах до глубокой ночи - а то и до утра - горит свет. Кто-то, возможно, пашет с пользой, а кто-то занимается бумаготворчеством, потому что... “таковы требования”. Руководитель вынужден загружать подчиненных ненужной работой, какими-то отчетами, создавая лишнюю суету.
Я все-таки не думаю, что дело дойдет до отставки министров - как бы там ни было, это тяжелая артиллерия. Ну разве что их опять перетасуют...
- Перетасовка уже началась. У Болата ЖАМИШЕВА забрали кресло министра финансов, пересадив его в Минрегионразвития. Как вы думаете, это косвенное признание того, что он не справился с работой в Минфине?
- Жамишев - профессионал, но, как мне кажется, у него слишком мягкий характер. Ему было сложно противостоять областным акимам, когда они - аргументированно, разу­меется, - просили средства для своего региона. Жамишев понимает проблемы акима, доверяет ему и выделяет дополнительные финансы, а получает в итоге неосвоение! Потому-то президент и сделал ему замечание, напомнив: министр финансов должен конт­ролировать каждую копейку, а не разбазаривать народные деньги.
- Почему же его назначили именно министром регионального развития?
- У него огромный опыт финансиста. Сейчас Болат Бидахметович должен грамотно разобраться, сколько средств потребуется тому или иному региону. Его задача - правильно посчитать деньги с учетом социальных стандартов. Регионы надо снимать с бюджетной иглы, они должны научиться самостоятельно зарабатывать, умело расходовать средства и собирать налоги. Вот скажите: почему аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ в отличие от своих коллег по согласованию с маслихатом поднял зарплату учителям? Потому что он создал условия для развития бизнеса и сумел грамотно собрать налоги!
- А что значит назначение Бакытжана САГИНТАЕВА первым вице-премьером? За что у него “отобрали” Минрегионразвития?
- Думаю, Сагинтаева оградили от хлопот в Министерстве регионального развития, чтобы он сосредоточился на стратегических задачах, поставленных главой государства. Быть вице-премьером и министром одновременно не так-то просто. За время работы министром он изучил проблемы регионов, приобрел необходимый навык - теперь все это ему пригодится, чтобы контролировать сразу несколько направлений работы. Сагинтаеву просто решили немного “освободить голову”, чтобы он придал новый импульс работе правительства.
- Президент недавно раскритиковал свое ближайшее окружение из Акорды за слабую работу с регионами. Бахыт СУЛТАНОВ, как известно, был заместителем руководителя администрации президента. Как он теперь будет управлять финансами всей страны? Перевод на должность министра - это понижение для него?
- Все логично: сначала критика, потом отстранение от стратегического управления. Не то чтобы это понижение в должности. Просто в Казахстане президентская форма правления - все основные ориентиры спускаются из администрации президента. Султанов участвовал в формировании многих целей, и сейчас ему просто дали шанс реализовать задуманное на практике.
- Почему при назначении министров у нас постоянно тасуется одна и та же колода? Бахыт Султанов был министром экономики и бюджетного планирования, Жамишев - министром финансов. Почему нет свежей кадровой струи - из бизнеса или, скажем, экспертного сообщества? Может, тогда и нареканий в адрес правительства было бы меньше?
- А где гарантия, что успешный бизнесмен станет хорошим государственником? Чтобы быть министром, нужно иметь немалый опыт управления: будучи у власти, можно таких дров наломать! Тот же Жамишев кучу шишек набил, прежде чем встал у руля Минфина. Мне как-то предлагали должность в исполнительных органах власти. Я сказала: ни за что! Вообще, быть министром - сомнительное удовольствие. Ведь нужно такое терпение, чтобы выдерживать все “трехэтажные” процедуры согласования документов, решений! Да и критику не каждый вынесет. Порицать, давать предложения и рекомендации мы, депутаты, должны и обязаны. А попробуйте “вплестись” в эту систему и ответить за каждый промах подчиненных! Поэтому президент вряд ли захочет рисковать, назначая министром какого-нибудь новичка. Я уверена: даже трижды успешный бизнесмен не обязательно будет соответствовать уровню государственного управления. Мне как-то в Фейсбуке один пользователь прислал сообщение: мол, и водитель может быть депутатом, что сложного в этой работе? Некоторые возмущаются в социальных сетях: почему в парламенте нет представителей социально уязвимых групп населения, скажем, безработных? У меня вопрос: если человек не смог организовать собственную жизнь, сможет ли он нести ответственность за жизнь других? Я думаю, что экспериментировать при назначении министров - значит, рисковать всей страной. Лучше уж - насколько это возможно - заставить ныне действующих членов кабмина работать более продуктивно.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть