3187

На днях министр труда и социальной защиты населения республики Тамара ДУЙСЕНОВА, представляя в парламенте законопроект “О профессиональных союзах”, сообщила любопытную новость: оказывается, в Казах­стане планируется ввести зарплатные ограничения. По мнению главы Минтруда, подобная мера поможет избавиться от диспропорции в зарплатах работников одной отрасли. “Делается таблица и рассматривается: например, рабочий первого разряда - его зарплата должна быть ограничена от тысячи до пяти тысяч условных единиц, - пояснила министр. - Тысячу условных единиц может получить тот рабочий, который выполняет такой объем, такое качество работы, а пять тысяч может получить в этой же отрасли другой рабочий с другими объемом, условиями и качеством работы”. Как сообщила Тамара Дуйсенова, в АО “КазМунайГаз” уже разработана такая система, и сейчас рассматривается вопрос о ее распространении на весь нефтегазовый сектор. А в дальнейшем это планируемое нововведение будет рассматриваться и с профсоюзами других отраслей.
Мы решили поинтересоваться у наших экс­пертов, что они думают по поводу очередной “гениальной” затеи Минтруда.

Куралай ДЖУГУНУСОВА, юрист:
- Проект закона “О профессиональных союзах” не содержит императивную нор­му, устанавливающую ог­ра­ничения по размерам заработной платы. Вместе с тем в законопроекте есть понятие “социальное партнерство”, которое подразумевает систему взаимоотношений между работниками, работодателями и государственными органами, направленную на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений. В этом контексте, полагаю, и могут быть заключены некие соглашения по заработным платам, о чем говорила г-жа Дуйсенова, в зависимости от трудовых отраслей.
Однако ограничение в заработной плате в принципе недопустимо на законодательном уровне, так как может ограничить право работника на достойную оплату труда без какой-либо дискриминации. Ведь часто бывает так, что коэффициент полезного действия одного работника больше КПД трех других. В таком случае увеличение зарплаты такому работнику уместно и справедливо. А в случае принятия нормы, предлагаемой Минтруда, у специалистов не будет мотивации к повышению своей квалификации, что еще больше усугубит нынешнюю ситуацию по недостатку квалифицированных кадров в любой трудовой отрасли страны.


Евгений ЖОВТИС, председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности:
- Думаю, что в данном случае речь идет об ограничении неких вилок тарифных ставок. То есть устанавливается минимальный и максимальный размер тарифной ставки по определенной специальности. Тогда это попытка выравнять заработную плату за одинаковую работу везде, где человек работает по этой специальности. Мне эта идея Минтруда представляется весьма сомнительной, потому что ограничить потолок заработной платы в частном секторе в принципе невозможно - это отношения между работодателем и работником. Потому что разные компании по разному оценивают труд своих работников и имеют разные возможности этот труд оплачивать. Мне интересно, что будет дальше. Хорошо, определились, что, скажем, слесарь шестого разряда может получать вот столько - и не больше. А если работодатель хочет ему платить больше, это будет перенесено в разряд премиальных и т. д.? В общем, пока больше вопросов, чем ответов.


Алия ДЕЛЬМАШЕВА, активист движения “За справедливые декретные”:
- Я считаю, что государство может диктовать заработные платы только в гос­учреждениях и нацкомпаниях, то есть тем, кто живет за счет средств налогоплательщиков, за счет бюджета. Но ни в коем случае не в бизнесе. В бизнес-структурах максимальные ограничения должен устанавливать только рынок. Если сотрудник грамотный и выполняет работу в срок, если руководство ценит его, то, соответственно, материально поощряет. Сомневаюсь, что кто-либо из работодателей будет держать высокооплачиваемого и при этом бесполезного работника в ущерб своему бизнесу.
В целом же при установлении ограничений по зарплатам мы можем столкнуться как минимум с двумя проблемами. Первая - теневой заработок, когда зарплата будет выдаваться частично в конвертах. А теневая экономика, как известно, невыгодна прежде всего самому государству. Вторая проблема - отток “мозгов” из Казахстана. За последний год в свете принятия непопулярных законов все больше наблюдаю ситуацию, когда друзья и знакомые серьезно рассматривают варианты выезда из страны. Поэтому очень хотелось бы получить более внятные разъяснения по данному законопроекту от министра труда и социальной защиты.


Мурат МАШКЕНОВ, генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана:
- На сегодняшний день государство вправе регулировать только нижний предел зарплаты. Сегодня есть устанавливаемый государством гарантированный минимум зарплаты, который соответствует прожиточному минимуму, - 18 660 тенге. Эта сумма смехотворная, потому что даже близко не соответствует реальному прожиточному минимуму. Я слышал, что этот предел будет пересмотрен, размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума будут кратно выше. Это единственная полезная информация, которую я услышал от министра труда, а в отношении пределов зарплат - это вообще нонсенс. Предельных размеров ни в одном законодательстве мира нет. Главный принцип зарплаты: количество вложенного труда должно соответствовать ее размеру. Другое дело, что она должна быть дифференцированной в зависимости от сложности работы, наличия вредных или опасных факторов. И совершенно другой вопрос, когда речь идет о бонусах, так называемых “золотых парашютах”.


Владислав КОСАРЕВ, лидер КНПК:
- Предложение министерства интересное и правильное в той части, где идет речь о сдерживании зарплат топ-менеджеров нацкомпаний и различных окологосударственных структур. Кроме того, вообще разница между доходами простых рабочих и их руководителей не должна превышать 5-6 раз, даже если мы говорим о частных компаниях. Но я не согласен с Министерством труда, что надо сделать ставки и жестко их придерживаться. Абсолютно убеж­ден, что заработная плата должна напрямую зависеть от производительности труда, как это было в Советском Союзе. Могу привести два простых примера. Когда была поставлена задача увеличить урожай кукурузы, крестьянам объяснили просто: сколько соберешь, столько и получишь. В результате в крепком колхозе один работник в месяц получал 3-4 оклада директора крупного производства. Другой пример. В сельском хозяйстве была поставлена задача повысить поголовье мелкого скота. В итоге хороший чабан каждый год мог покупать по новой “Волге”!


Айнур КУРМАНОВ, общественный деятель:
- Я думаю, что это ограничение направлено вовсе не против топ-менеджеров нефтедобывающих компаний, зарплаты которых порой достигают десятков, а то и сотен тысяч долларов. Верх­ний потолок правительственные чиновники хотят ввести для рабочих определенных профессий и квалификаций, чтобы вырвать из рук трудовых коллективов и независимых профсоюзов право требовать повышения заработной платы.
Добывающие компании хотят уже законодательно максимально удешевить стоимость рабочей силы в стране - и не более того. Диспропорция в оплате труда за равный труд рабочим одинаковой квалификации, безусловно, существует в отрасли, и это было выгодно работодателям, которые играли на этом. Особенно это касается разницы в оплате труда иностранных и отечественных специалистов. Но, как видим, стремление чиновников ориентировано не на уравнивание заработных плат работникам одинаковой квалификации на разных предприятиях разных компаний, а именно на установление верхней планки, ограничения в оплате труда. Этот “максимум” вовсе не успокоит рабочих и инженерно-технический состав, а создаст еще больший очаг напряжения на фоне инфляции и обесценивания реальной заработной платы.

Мадина АИМБЕТОВА, Михаил КОЗАЧКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть