7719

В любви все возрасты проворны

Жуматай АЛИЕВ, мажилисмен: 300 миллиардов тенге за 1 миллион детишек - невеликие деньги для Казахстана

Мажилисмен Жуматай АЛИЕВ (на снимке), без преувеличения, претендует на звание ньюсмейкера года. Сначала он высказался за запрет абортов, а недавно предложил позволить молодым обременять себя узами законного брака с 16-летнего возраста. Ну чем не социальная революция?! Но и это еще не все. Оказывается, популярный в народе депутат знает, как правительству успешно выполнить установки президента в сфере демографической политики! Мы предложили нардепу в интервью газете “Время” раскрыть все свои козырные карты - и он любезно согласился.

- Жуматай Алиевич, на нашумевшем заседании комитета мажилиса по социально-культурному развитию вы в ходе дис­куссии предложили снизить брачный возраст в стране до 16 лет. Не погорячились?..
- Мое предложение прозвучало как протест депутатской инициативе внести поправки в Кодекс о здоровье народа и законодательно предоставить несовершеннолетним, достигшим 16-летнего возраста, возможность самостоятельно, без родительского ведома и опеки обращаться за медицинскими услугами в сфере репродуктивного здоровья. Если мы примем эти поправки, наши девочки начнут повально делать аборты! Кто им помешает? Закон развязывает руки, родители в неведении. А где гарантия, что забеременевшая девочка в состоянии отчаяния сможет без помощи матери выбрать лицензированную поликлинику, врачи которой без вреда здоровью сделают ей аборт? Много ли у нас сегодня высоко­квалифицированных гинекологов? Поэтому предлагаемые поправки в Кодекс о здоровье, на мой взгляд, равносильны снижению брачного возраста до 16 лет.
Поймите же: какие здравомыслящие родители согласятся на то, чтобы их единственная несовершеннолетняя дочка пошла на аборт без их ведома?! А казахи вообще испокон веков своих дочерей на руках носят и все отдадут за их здоровье.
Конечно, некоторые не согласятся со мной, будучи уверенными в том, что казахи утратили свою степную мудрость и растворились под влиянием негативных западных трендов. Отчасти так и есть, но чтобы мы вконец не утратили свою самобытность, нам ни в коем случае нельзя принимать законы, подрывающие восточные ценности, среди которых на первом месте - семья.
- А если горячо обсуждаемые поправки в Кодекс о здоровье все-таки примут?
- Тогда возрастет угроза экстремизма! Мы получим религиозный протест, в обществе появятся радикальные настроения. Зачем нам раскачивать лодку, когда погода и так переменчива? Как на нас посмот­рят арабские страны? Мы потеряем международный авторитет. Казахстан - уникальное государство, и мы не должны идти по следам Грузии или России, которые приняли закон, позволяющий несовершеннолетним самостоятельно распоряжаться своим здоровьем.
Вообще, по таким общественно важным вопросам, касающимся здоровья нации, укрепления института семьи, вопросам образования нужно проводить референдум. Во всем цивилизованном мире, прежде чем принять какой-то революционный закон, выясняют мнение всего общества. И если большинство проголосует “за”, значит, такова воля народа и с этим надо считаться. В противном случае мы получим протестное настроение граждан. За примером далеко ходить не надо. Депутаты поторопились с пенсионным законопроектом, и вот вам результат - глава государства вернул его на доработку. Еще два-три подобных законопроекта, и президент получит все основания распустить парламент.
По всем важным вопросам необходимо широкое обсуждение с юристами, врачами, экономистами, многодетными семьями. Я считаю, во всех регионах необходимо провести серьезные социологические исследования, чтобы выяс­нить, сколько выпускников школ не смог­ли сдать ЕНТ, то есть остались не у дел и попали в группу риска. Именно на таких молодых людей должны обратить внимание неправительственные организации - проводить с ними разъяснительную работу, привлечь к общественной деятельности. Тогда будет меньше поломанных судеб, абортов и прочих негативных последствий.
- Вы, кстати, как-то высказывались за запрет абортов, чтобы исправить демографическую ситуацию в стране. Но если в семье нет материального достатка, стабильности, зачем, грубо говоря, плодить нищету?
- Я имел в виду запрет абортов в клиниках, которые не имеют лицензии. Ведь сегодня масса медицинских учреждений работает без лицензий и калечит наших женщин! Я также выступаю за то, чтобы врач, взявший на себя ответственность сделать аборт, в последующем регулярно обследовал свою пациент­ку и отчитывался перед Минздравом, может ли она иметь детей и так далее.
Я болею за судьбу своей нации, поэтому, конечно, выступаю за то, чтобы население Казахстана росло. Но во всем должен быть здравый смысл. Если, к примеру, плод развивается неправильно, обнаружены какие-то аномалии, тогда, конечно, беременность лучше прервать.
- А как вы считаете, нужно ли в школах вводить предмет о половом воспитании?
- Школьникам нужно рассказывать о красоте человеческих отношений, о важности брачного союза. Но результат таких разговоров можно убить непродуманными действиями, неосторожным словом, сведя это к обсуждению плотских отношений. Это очень деликатная тема, которую нужно доверять только специалистам, которых у нас нет! Именно поэтому из школьной программы пару лет назад исключили валеологию. Детям надо прививать духовные ценности. Часто ли учителя говорят девочкам, что они должны блюсти себя, сохранять целомудрие? Знают ли наши мальчики, что уровень культуры мужчины определяется его отношением к женщине? Именно с этих основ нужно начинать половое воспитание. Незнание основ культуры отношений между мужчиной и женщиной - это причина раннего полового дебюта. А аборты - это последствие. Мы должны бороться с причинами, а не со следствием.
В стране надо развивать спорт! Если в сельской глубинке даже в школе нет спортзала, чем подросткам еще заниматься, кроме как болтаться по подворотням со всеми вытекающими последствиями. Правительство должно организовать спортивные секции для одаренных детей, малообеспеченных слоев населения во всех районах, в сельской местности. По аналогии с госпрограммой “100 школ, 100 больниц” необходимо запланировать строительство ста спортивных комплексов по всей республике. Нам нужна спортивная, здоровая нация!
- Многие крайне удивились высказанному вами мнению о том, что мужчине можно разрешить многоженство, если его жена бесплодна. Как-то не вяжется эта идея с вашим же имиджем поборника семейных ценностей...
- Давайте будем реалистами. Сегодня мужчины, имея одну официальную жену, нередко заключают второй брак - религиозный. Браки совершаются на небесах: люди любят друг друга, и остановить этот процесс какими-то нормами, бумагами и законами невозможно. В Казахстане сейчас порядка миллиона незамужних девушек в возрасте 30 лет! Наверное, поэтому я не осуждаю, когда мужчины берут себе вторую жену. Я радею за то, чтобы улучшалась демография, чтобы было меньше одиноких сердец.
- Но, может, помимо второго - религиозного - брака есть какой-то другой способ найти людям их половинку?
- Конечно, есть. Например, дать одиноким молодым людям квартиру, работу, чтобы был стимул жениться. Я в своем депутатском запросе предлагал давать семьям 300 тысяч тенге за рождение каждого ребенка. В нашем Национальном фонде 90 миллиардов долларов. Если родится 1 миллион детишек, то государство выплатит им 300 миллиардов тенге - для Казахстана это не такие уж великие деньги. Кроме того, правительство может обратить свой взор на 150 миллиардов бюджетных тенге, не освоенных по итогам этого года. Почему бы их не начислить новорожденным? Есть масса способов увеличить рож­даемость, но для этого нам нужно разработать программу демографического развития и законопроект о демографии и демографической безопасности.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть