6693

Лучшие блогеры - это журналисты

Александр ЛЯХОВ: В онлайне люди могут разве что обматерить друг друга, а столкновения в офлайне слишком часто приводят к крови

После отставки Марата ТАЖИНА с должности государственного секретаря известный казахстанский блогер Алишер ЕЛИКБАЕВ задался на своей страничке в Twitter вопросом: “А если блогер был в списке Тажина, он теперь тоже освобожден от занимаемой должности?”. Напомним, Марат Тажин в феврале 2013 года поставил задачу создать базу данных наиболее популярных в Казахстане и за рубежом частных аналитиков, блогеров, модераторов социальных сетей, пользующихся авторитетом у казахстанской аудитории. В Казнете этот перечень сразу же окрестили “списком Тажина”. Так что ждет блогеров из этого списка?С этого вопроса мы и решили начать разговор с аксакалом казахстанской Сети, вице-президентом Интернет-ассоциации страны Александром ЛЯХОВЫМ (на снимке).

- “Списка Тажина” я не видел, но знаю, что он существует. Я не согласен с Алишером - от имени здесь мало что зависит. На место Тажина придет другой человек, который будет работать с этими же блогерами, приглашать их для проведения различных кампаний и т.д. Если государство почувствовало силу блогерского движения, оно от него уже не откажется.
- А, по-вашему, государство почувствовало эту силу?..
- Да. Я общаюсь с разными людьми из различных структур и знаю: власть довольна результатами такого сотрудничества. То, что у нас после известных трагических событий на западе страны сейчас все более-менее тихо и спокойно, - это в том числе и заслуга блогосферы. “Список Тажина” может подвергаться корректировке, но от использования блогеров власть не откажется. Кстати, меня в этом списке нет. Во всяком случае, ко мне никто из властных структур не обращался (смеется).
- Давайте вспомним события двух-, трехлетней давности - ту же поездку блогеров с тогда еще премьер-министром Каримом МАСИМОВЫМ на Байконур на запуск спутника KazSat-2 или в Жанаозен. Сейчас таких блог-туров власти не практикуют. Не говорит ли это об охлаждении отношений с ними?
- Все события того времени были связаны конкретно с Каримом Масимовым. Он придавал блогерам большое значение, о чем свидетельствуют не только его блог-туры, но и интервью Алексею ВЕНЕДИКТОВУ пятилетней давности в эфире радиостанции “Эхо Москвы”. То есть здесь дело было как раз в конкретной персоне. К примеру, нынешний премьер Серик АХМЕТОВ не столь дружен с блогерами.
- Это говорит о том, что Ахметов не столь продвинут, как Масимов?
- Дело не в интернет-продвинутости. Моя позиция такова: чиновникам первого уровня в онлайн лучше не лезть и не становиться там публичными фигурами. Для этого есть помощники, пиарщики, которые в этом разбираются гораздо лучше. Чиновники должны работать с живыми людьми, а не сидеть в Интернете. То же самое касается и крупных бизнесменов. Пример Жомарта ЕРТАЕВА в этом плане весьма показателен. Когда он был гиперактивным пользователем Фейсбука, я ему советовал: надо быть более сдержанным, фильтровать то, что ты пишешь. А в итоге получилось, что он вообще ушел из этой соцсети.
- А как же лозунг “Власть должна быть ближе к народу”? Разве Интернет - не самый короткий путь?
- Она должна быть ближе. Но этим приближением должны заниматься специалисты.
- Но ведь, по сути, никакой ответственности чиновники за свои слова в соцсетях не несут. Всегда же можно сказать, что это был фейк или что их аккаунт был взломан.
- Это в реальной жизни доказать “говорил - не говорил” сложно. А в Интернете всегда много свидетелей. И если один раз снять с себя подозрения можно, то во второй раз уже вряд ли.
- Какая социальная сеть, на ваш взгляд, представляет наибольшую опасность?
- Не “представляет опасность”, а имеет наибольшее влияние. Facebook - это сеть для серьезных и взрослых людей. “Мой мир” и “ВКонтакте” - соцсети для более молодой аудитории, поскольку в них очень много пиратского контента, игр и прочего. Поэтому, если нужно апеллировать к молодежи, лучше всего для этой цели подходят “ВКонтакте” и “Мой мир”. Флешмобы с помощью Фейсбука не организовывают (смеется).
- Не так давно в Алматы приезжал топовый российский блогер Илья ВАРЛАМОВ. Чуть позже он поделился впечатлениями с читателями своего блога, написав: “Казахстан теперь занимает первое место в моем личном рейтинге самодурства среди всех 170 посещенных стран”. Пост Варламова вызвал кучу негативных откликов у алматинцев. Раздались голоса: мол, зачем тратить деньги на привлечение иностранных блогеров?
- Тут все просто. Во-первых, нет пророков в своем отечестве. Во-вторых, у нас организаторы, стремясь придать своим мероприятиям статус международных, привозят людей из России или Украины. Что касается Варламова, то в Казахстане многие узнали о нем только после появления этого скандального поста. И вся эта массовая истерия с многочисленными перепостами и комментариями не только повысила посещаемость его блога в “Живом журнале”, но и увеличила известность самого Ильи.
- Вернемся к соцсетям. Пример бурного обсуждения ДТП с участием Максата УСЕНОВА показал, что наши интернет-пользователи способны лишь на лайки и перепосты да составление петиций, хотя раздавались призывы выйти на улицы и бойкотировать решение суда.
- У нас соцсети используются еще и для манипулирования общественным сознанием. Обсуждение ДТП плавно перешло к обсуждению EXPO-2017 и призывам бойкотировать это мероприятие. Но при чем здесь EXPO?! Просто потому, что отец парня там работает? Вполне возможно, что кто-то пытался воспользоваться ситуацией... Отец этого парня уволился - это следствие общественного возмущения в соцсетях или простое совпадение?
Что касается призывов, то этот вопрос весьма актуальный. Майдан - яркое свидетельство того, что такие призывы могут иметь продолжение. Но я решительно против этого. В онлайне люди могут разве что обматерить друг друга, в офлайне же результат противостояния людей слишком часто приводит к крови. Я убежден: не нужно революций, обществу лучше эволюционировать.
- Не утихают споры насчет будущего офлайновых СМИ. Многие уверены, что с развитием Интернета необходимость в газетах отпадет.
- Сначала я бы хотел сказать пару слов о той ситуации, которая сложилась у нас. Блогеры хотят иметь такие же тиражи (посещаемость), как и традиционные СМИ, и при этом не хотят нести такую же ответственность. Но это же, по меньшей мере, лукавство! Я считаю, что в отношении сайтов применение законов о СМИ полностью оправданно. Назвался груздем - полезай в кузов: хочешь популярности, хочешь соперничать с традиционными СМИ, хочешь отнимать у них не только аудиторию, но и рекламные бюджеты, тогда бери на себя и соответствующую ответственность - за клевету, публикацию порочащих сведений и т.д.
Что касается судьбы печатных СМИ. Я уверен, что новостные газеты уйдут с рынка. А вот в то, что блогеры заменят журналистов, я не верю. Ведь умение грамотно писать, талант, специальные знания никто не отменял. Более того, лучшие блогеры - это именно журналисты, то есть люди, профессионально владеющие словом.


Беседовал Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть