2546

Если бы депутатом был я...“оприборил” бы чиновников АРЕМ и Минрегионразвития


Предприниматель Николай НОСОВ из Павлодара судится с местным департаментом АРЕМ на предмет, как он говорит, 50-процентного штрафа за отсутствие у него теплоизмерительного прибора. Хотя на самом деле это не штраф, а увеличенный на 50 процентов тариф за это самое бесприборное теплоснабжение. Причем речь идет не о тракторостроительном заводе, а о приспособленной под какие-то услуги квартире в жилом доме.
Суд, естественно, не на его стороне. И не потому, что суды подсуживают властям, а потому что формально все правильно: АРЕМ имеет право устанавливать дифференцированные тарифы - он их и устанавливает. А поскольку закон не велит госрегулятору принимать именно разумные решения, постольку принимаются и исполняются какие уж есть.
Пусть лучше тезка автора “Незнайки” скажет спасибо: поборы с павлодарцев еще божеские. В Алматы, например (который, если судить по тем же тарифам, в три раза севернее Павлодара), тепловые сети с жильцов без приборов берут 5099, а с приборами “только” 3892 тенге/Гкал. А если квартирку занимает юрлицо, дробь установлена еще больше: 6374/3892 тенге/Гкал.
“Знайки” из АРЕМ объясняют это просто: хоть так стимулировать жильцов обзаводиться общедомовыми приборами. И действительно, необходимое это дело упорно топчется на месте. Закон “О естественных монополиях” самым строгим голосом обязал монополистов обеспечить потребителей приборами учета регулируемых коммунальных услуг до 1 января 2009 года, а оно и спустя четыре года остается не обеспеченным.
Но скажите на милость, зачем монополистам выполнять закон, если тарифный регулятор помогает им собирать с “бесприборщиков” в полтора-два раза больше?
А вообще ситуация, конечно, дурацкая. Со стороны государства сделано едва ли не все, чтобы приборов учета в многоквартирных домах не появилось, и при этом законодательная и исполнительная власть из года в год устраивают дорогостоящую и совершенно бестолковую суету вокруг “оприборивания”.
Начнем с того, что решение проблемы наглухо блокируют всеми нами любимые КСК, созданные еще г-ном Кажегельдиным. В результате вместо дома-потребителя есть некая женщина (мужчина), имеющая печать и счет для сбора целевых, но не имеющая ни полномочий общения с тепловыми или водопроводными сетями, ни ответственности перед ними.
Сети же, заканчивающие свою физическую ответственность на входе в дом, имеют платежные отношения с каждой отдельной квартирой, где ни физических границ, ни возможностей полного “оприборивания” нет.
В таких условиях жильцов хоть насилуй, хоть уговаривай - бесполезно. По большому счету дело вообще не в них, а в способности государства организовать наконец юридическую и практическую правосубъектность каждого многоквартирного дома как консолидированного потребителя с соответствующей реорганизацией коммунальных отношений, в центре которых должны оказаться подомовые КСК. И еще, разумеется, в создании хорошо оборудованных сервисных компаний, обслуживающих КСК-кондоминиумы и представляющих их интересы в общении с коммунальными сетями.
Пока же, наблюдая многолетнюю незамутненную наивность руководителей АРЕМ (вкупе с нынешним Минрегион­развития) на этот счет, хочу внести предложение: почему бы самим чиновникам не вживить приборчики для измерения уровня понимания ими порученного им дела.

Пётр СВОИК,  Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее