2711

Надо дружить квартетом

Руководитель Казахстанского института стратегических исследований при президенте страны (КИСИ) Булат СУЛТАНОВ (на снимке), выступая на днях на “круглом столе” в Алматы “Концепция внешней политики Казахстана на 2014-2020 годы и задачи ее реализации”, неожиданно реанимировал изрядно пропахшую нафталином идею объединения стран Центральной Азии. “С чего это он?!” - дружно удивились мы в редакции, и вскоре наш корреспондент связался с автором “сенсации”.

- Не так много времени осталось до подписания договора о создании Евразийского экономического союза, к чему на всех парах спешат Москва, Минск и Астана, - и вдруг из ваших уст звучит предложение о создании нового интеграционного объединения - “четверки” стран Центральной Азии...
- Евразийский экономический союз - очередной шаг к усилению интеграции России, Казахстана и Белоруссии. Интерес к этому объединению проявляют еще несколько государств бывшего СССР, и речь здесь в первую очередь идет о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Я же говорил о другом объединении - региональном. С момента обретения независимости, учитывая турбулентность процессов, происходящих на глобальном и региональном уровнях, Казахстан достаточно четко обрисовал свое отношение к вопросам национальной безопасности. Чтобы у нас в стране все было спокойно и стабильно, необходимо иметь тесный контакт с соседями. Именно поэтому на протяжении последних 20 лет наша страна выступает инициатором создания различных интеграционных структур на территории Центральной Азии. Многие аббревиатуры уже забыты: ЦАС, ОЦАС, ЦАЭС и так далее.
- Но эти предложения, как известно, не вызывали и не вызывают особого отклика в Ташкенте, Бишкеке, Душанбе и тем более - в Ашхабаде.
- Да, именно так. Такова была реакция и на последнее предложение Казахстана о создании союза центральноазиатских государств. Я лично не раз выступал в защиту этих объединений, а потом выслушивал в свой адрес претензии со стороны оппонентов: якобы мы потеряем свой суверенитет, отдадим независимость и так далее.
Главная мысль, которую следует всем понять, особенно в свете последних событий: несмотря на схожесть культур и языков, единую религию и общую историю, политические элиты стран Центральной Азии не готовы к интеграции, более того - они не готовы даже к кооперационному сотрудничеству. Например, глава Узбекистана Ислам КАРИМОВ поддерживает только двусторонние отношения, и поэтому Ташкент уже вышел даже из тех организаций, которые могут протянуть ему руку помощи в трудный момент. Вот и возникает ощущение, что никакие союзы в нашем регионе просто невозможны...
- Кстати, почему “четверка”, а не “пятерка”?
- Как вы знаете, Туркменистан официально провозгласил себя нейтральной страной, Ашхабад не участвует ни в одном международном объединении. С ним бесполезно на эту тему говорить. Поэтому и “четверка”.
Так вот, возвращаясь к сути воп­роса. Совсем недавно мы очень тесно поработали с коллегами из Венгрии, и они рассказали нам о своем интеграционном опыте. Чехия, Словакия, Польша и Венгрия, несмотря на все существующие между ними противоречия, создали так называемую “Вышеградскую четверку”. Они объединились для того, чтобы облегчить условия для совместного вступления в Европейский союз и в дальнейшем отстаивать интересы своих государств внутри ЕС и в других международных организациях. При этом посол Венгрии назвал два главных преимущества такого взаимодействия: первое - регио­нальное сотрудничество всегда эффективнее двустороннего, второе - четыре голоса всегда звучат громче, чем один.
Что примечательно, при этом у “четверки” нет штаб-квартиры, сек­ретариата, каких-то постоянных органов - за координацию их действий отвечают главы внешнеполитических ведомств, ежегодно проводятся встречи президентов и премьер-министров. Эти страны, к слову, создали общий фонд поддержки молодых талантов, который, в частности, поддерживает развитие приграничного сотрудничества.
Что дает такое объединение? Оно позволяет странам выработать единую позицию по ключевым вопросам международных отношений, касающихся их региона. На мой взгляд, вышеградская формула идеально подходит для Центральной Азии. Политические элиты наших стран не доверяют друг другу, регулярно происходят приграничные столкновения, водные конфликты и так далее. Нужно начинать хоть как-то менять ситуацию! А для начала нужно хотя бы начать встречаться и разговаривать.
- Но если на встречах будут звучать претензии друг к другу, вряд ли они станут продуктивными.
- Все верно. Очень важно, кто будет разговаривать. На первых порах можно создать диалоговую площадку экспертов. Но не тех экспертов, которые кричат, называя себя националистами. Эти способны только устроить свару, поднять шум и разругаться на всю жизнь, а потом за спиной говорить гадости. Если люди строят свое отношение к миру по принципу “мой народ самый лучший, а все остальные - дураки”, то с ними никто разговаривать не станет. По этим ребятам сумасшедший дом скучает. Недавняя история вокруг Гитлера очень показательна в этом отношении. Или взять вопрос делимитации границ. Если один политический лидер в Центральной Азии вдруг сделает уступку своему соседу и отдаст два метра земли в каком-нибудь труднодоступном горном районе, его тут же назовут предателем национальных интересов!
Не надо обходить стороной острые углы. Но при этом важнее обсуждать, что делать сообща, а не искать виноватых. Это будет первым шагом к налаживанию диалога.
На уровне таких переговоров можно решать те же вопросы транс­граничных рек. Ведь если сейчас соседние республики нач­нут другу другу перекрывать воду, это может привести к серьезным последствиям. Так не проще ли уже сейчас договориться, чтобы ни у кого не было проблем с поливной и питьевой водой?
- Но жители приграничных с Киргизией сел Жамбылской области могут и не дождаться, пока проблему обсудят эксперты, а затем вопрос вынесут на правительственный уровень...
- Да, это не самый быстрый процесс. Но если бы он начался 5-10 лет назад, то мы бы уже сейчас почувствовали эффект. Надо исходить из того, что Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан обречены на сотрудничество. Казахстан и Узбекистан обладают значительными запасами энергоресурсов, Таджикистан и Кыргызстан контролируют крупнейшие водоемы, которые питают весь регион. Есть множество других злободневных и актуальных вопросов и проблем: рабочие места, наркотрафик, безопасность и так далее, которые невозможно решить только на уровне двустороннего сотрудничества. А мы за 20 с лишним лет никак не можем разобраться с водой! Это весьма красноречивый показатель.
Естественно, компромиссы, взаимные уступки неизбежны. Сначала об этом говорят эксперты, затем - дипломаты, после чего решения принимают главы государств. Кстати, очень важно, чтобы все процессы освещались в СМИ всех четырех стран, причем с самым непосредственным участием журналистов во всех встречах. Но опять же: пускать туда националистов из глупых журналов нельзя, потому что их цель - не разобраться в предмете, а посеять раздор. В условиях раздора внутри стран и внутри региона мы к международным вызовам и рискам просто окажемся не готовы.
- Все только и говорят о меняющемся мире. В данном случае вы что имеете в виду: усиление роли России, ослабление США, рост экономики Китая?
- По-моему, самый главный тренд - снижение авторитета Запада и рост политического веса Востока.
Обратите внимание: все международные организации создавались для защиты интересов США и стран Европы. Они стали самыми богатыми государствами, которые к тому же быстро объединили свои усилия перед лицом общего врага, будь то экономический кризис или терроризм. Нужны деньги - скинемся, нужны кардинальные меры - введем войска.
Что происходит сейчас? Китай стал крупнейшей экономикой мира, Старый Свет попал в зависимость от энергоресурсов Восточной Европы. Мы наблюдаем переток экономической активности с Запада на Восток. И на Востоке недоумевают: если экономические центры смещаются, почему от имени мирового сообщества по-прежнему выступают те, кто уже перестал быть лидером? Из-за этого, кстати, ряд международных объединений приказал долго жить. Поэтому в новых реалиях будет расти значимость азиатских организаций.
Думаю, очень серьезно вырастет роль организации по выработке мер доверия в Азии - нынешнее СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. - М. К.). Тем более Китай будет председателем этого объединения следующие два года. Вполне вероятно, что СВМДА в ближайшее время все больше будет напоминать ОБСЕ в азиатском варианте. И в таком случае на Востоке появится новое международное политическое объединение, то есть на карте мира появится еще один полюс. Это вовсе не означает, что ОБСА - Организация по безопасности и сотрудничеству в Азии - (назовем эту структуру пока так) будет кому-то грозить. Просто изменится распределение сил на мировой арене со всеми вытекающими отсюда последствиями. И мы, и наши соседи должны быть к этому готовы.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта www.mk-kz.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть