6445

Вот тебе кукиш - что хочешь, то закупишь!

На этой неделе депутат Бахытжан ЕРТАЕВ, в свое время занимавший пост вице-министра обороны, предложил создать единый орган, который бы отвечал за госзакупки всех силовых ведомств. Благодаря этому, по мнению боевого генерала, в армии, полиции и других спецслужбах станет меньше коррупции, а чиновники с большими звездами на погонах будут защищать родину, а не “подчищать” ее, распихивая направо и налево все, что плохо лежит. Идея, конечно, интересная и достойная творческого развития. В самом деле, почему бы не создать отдельное министерство или агентство, которое бы полностью отвечало за все тендеры и госзаказы? Глядишь, скандалов в госструктурах стало бы значительно меньше, у всех акимов и акимчиков была бы одинаковая мебель в кабинетах, машины одной марки и стоимости - в гараже. А из-за двух ручек и трех карандашей не пришлось бы проводить долгие конкурсы. Возможно ли появление в независимом Казахстане аналога советского Госснаба? Опрошенные нами эксперты разошлись во мнениях. 

Бахытжан Ертаев в своем депутатском запросе заговорил о “пятнах” на мундирах казахстанских генералов. Он достаточно долго рассуждал о том, что офицеры не должны заниматься коммерцией, а затем озвучил свою главную мысль - передать все тендеры армии и силовиков отдельному органу.
- Мы предлагаем проработать с заинтересованными государственными органами вопрос создания единой централизованной системы заказа вооружений, техники и других средств. Причем не только для армии, но и для специальных таможенных служб, Пограничных войск, Национальной гвардии, подразделений МВД и других силовых органов, - заявил депутат.
Примечательно, что это предложение появилось именно сейчас, когда генералов начали сажать пачками.
- На самом деле эта тема прозвучала, видимо, в связи со сменой министра обороны, -
считает депутат Мухтар ТИНИКЕЕВ (на снимке). - Думаю, Имангали Нургалиевич (ТАСМАГАМБЕТОВ, новый министр обороны. - М.К.) не хочет связываться с этими тендерами, а хочет просто навести порядок. Поэтому и была озвучена идея - чтобы тендерами занималось правительство, а не армия. Ну не хочет человек лезть в эту грязь, и я его понимаю! Но в то же время забирать все госзакупки у силовиков нельзя, они же постоянно технику покупают под грифом “секретно”. Как пускать туда гражданских?
В целом предложение создать централизованный орган по госзакупкам у депутата Тиникеева восторга не вызвало.
- Мы уже давно говорим, что государство должно строить типовые объекты: если детский сад строят за 300 миллионов в одной области, то и в соседней он должен стоить столько же, а не в два раза больше, - говорит Мухтар Бакирович. - Но для этого не нужно создавать новый орган - достаточно ужесточить контроль со стороны правительства. А что касается всяких закупок - у нас же единый сервер стоит в Министерстве финансов. Надо просто проводить все закупки в электронном виде: мы уже столько денег в электронное правительство вложили - теперь оно должно работать как часы, без сбоев! А то у нас, понятное дело, везде появляется пресловутый человеческий фактор. Нарисовался жирный тендер, на него тут же подал заявку “нужный” подрядчик - мгновенно сервер завис и других не пускает! Вот когда уберем этот фактор и все переведем в электронный формат - сразу почувствуем эффект.
Без восторга к предложению о создании министерства материальных ресурсов относятся и общественники. По крайней мере, председатель комитета поддержки программы президента по борьбе с коррупцией Роман БОГДАНОВ (на снимке) уверен: новый орган панацеей от взяток и откатов точно не станет.
- Если мы создадим такой орган, то он сразу будет самым коррумпированным в нашем правительстве, и все чиновники будут мечтать даже о самой маленькой должности в этом ведомстве, - смеется Роман Богданов. - Сейчас эти вопросы рассредоточены по всем министерствам, а тут они будут сгруппированы в одном месте. Я убежден: невозможно победить коррупцию без общественного контроля. А сейчас как раз это и происходит. Я приведу простой пример. Несколько лет назад при партии “Нур Отан” существовал комитет партийного контроля, который контролировал и бюджетные расходы. Более того, орган рассматривал любые заявления граждан, даже на судебные решения. В программе партии было написано, что партия проводит мониторинг с целью выявления заведомо неправосудных решений. Что мы наблюдаем сейчас? Комитет разогнали, он ничем фактически не занимается. А кроме “Нур Отана”, на мой взгляд, никто больше и не способен на такой контроль.
Появление нового министерства, по мнению Романа Богданова, приведет к очередной ненужной реорганизации правительства.
- Допустим, мы создадим министерство госзакупок. Но в этом случае нужно будет организовать еще и министерство по контролю за министерством госзакупок - силовики в нынешнем виде с этой работой не справятся. То есть надо не один орган вводить в правительство, а два или даже больше. Это нереальный вариант.
В заочный спор с борцом против коррупции вступил лидер партии патриотов Гани КАСЫМОВ (на снимке). Ему нравится и идея Бахыт­жана Ертаева, и предложение нашей редакции. Будь Гани Есенгельдинович премьер-министром...
- Я бы хотел вспомнить, что в советские времена у нас закупки для силового блока осуществляла государственная комиссия, куда генералов приглашали лишь в качестве консультантов, как экспертов по тем или иным видам вооружений или техники. И я согласен, что нельзя военных или полицейских начальников превращать в базарных торговцев. Закупать товары должны специалисты - Минфин, Минэкономики, Минидустрии. И скандалов тогда было бы в разы меньше. Поэтому если мы вернемся к такому варианту, то выиграют все - и в первую очередь боеспособность наших спецслужб и армейских подраз­делений, - уверен г-н Касымов.
А необходимость создания нового министерства, которое бы занималось тендерами всех госструктур, назрела давно, считает Гани Касымов. Вообще система госзакупок нуждается в серьезном реформировании.
- Действительно, если госструктуры все будут закупать через единый центр в электронном виде, то это упростит многие вопросы, - рассуждает политик. - Я считаю, что все тендеры до 100 тысяч тенге (канцелярские товары, столы-стулья) нужно отменять, их надо передать под ответственность первого руководителя (ведомства). У нас глава государства постоянно говорит, что именно первый руководитель должен возглавлять закупочные комиссии, чтобы нести персональную ответственность за все операции. Сейчас это скидывают на заместителей, начальников отделов, управлений. Тот заболел, вместо себя отправил секретаря - потом ищи, кто за что отвечает! Вообще, персональная ответственность у нас нигде не прописана. Возьмите ту же ситуацию с министром сельского хозяйства МАМЫТБЕКОВЫМ. Он пообещал уйти в отставку, если суд докажет, что его заместитель совершил коррупционное преступление. По закону министр может сидеть в своем кресле и дальше - он за заместителя не отвечает, так что пусть работает. А вот пообещал публично - выполняй обещание. Но
если такая норма была бы прописана в законе - сейчас не было бы дискуссий вокруг г-на Мамытбекова. Да и коррупции стало бы меньше - кадры бы брали только проверенные, а не кого попало...
Положительно воспринимают новые предложения и представители бизнеса. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур НАЗХАНОВ (на снимке) предлагает изучить опыт других стран, где есть единый орган госзакупок и практически нет коррупции!
- Думаю, примером для нас могут стать Соединенные Штаты Америки, - рассуждает бизнесмен. - Там есть ведомство, отвечающее за все тендеры, которое находится под конт­ролем государства и общественности. Скажем, очень четко прописано, какое количество конкурсов должны выиграть представители нацменьшинств - те же индейцы, например, сколько положено “взять” тендеров местным МСБ и так далее. Мы встречались с экспертами из американских общественных организаций, и они рассказывали, как это работает.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ Словом, участники нашего опроса назвали объективные плюсы и минусы идеи централизованных госзакупок. Но ведь есть еще и субъективный аспект. По словам того же г-на Назханова, “у нас есть законодательство, где полностью прописаны все тендерные вопросы. Но в то же время есть множество лазеек - для тех же нацкомпаний, которые сделают все, чтобы такое ведомство не появилось”. И в самом деле, где это видано, чтобы пчелы выступали против меда? Так что от провозглашения депутатской идеи до ее реализации - дистанция огромного размера.

Поделиться
Класснуть

Свежее