⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Отдых платежом красен

Виктор БУРДИН

Какие шаги предпринимает государство, чтобы обезопасить наших туристов за рубежом? Сколько денег тратят на отдых наши отпускники? Как государство будет развивать внутренний туризм?

На эти и другие вопросы  газеты “Время” ответил директор департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию Тимур ДУЙСЕНГАЛИЕВ (на снимке). 

- Тимур Талашевич, в последние десятилетия складывается тенденция, при которой казахстанцы отдыху внутри страны предпочитают выезд за рубеж. И это несмотря на то, что у нас в стране великолепная природа, множество национальных парков. Почему ни государство, ни отечественный бизнес не могут массово привлечь собственных туристов?
- Ничего удивительного в этом нет. Желание казахстанцев отдыхать за рубежом – это неотъемлемое право граждан любой независимой страны. Другой вопрос: почему даже по истечении 20 лет мы не смогли развить внутренний туризм, который способствует развитию собственной инфраструктуры и решает важнейшие социальные задачи от воспитания подрастающего поколения до создания новых рабочих мест? В своем послании президент подчеркнул, что создание одного рабочего места в туризме обходится в 10 раз дешевле, чем на производстве. Исторически складывалось так, что инфраструктура и логистика в Казахстане развивались больше для обслуживания объектов промышленности, нежели туризма. А многие места туристского интереса, которые имеют высокую привлекательность, оказались труднодоступными. Как результат многие национальные парки, побережья озер и морей, древние памятники не имеют возможностей по предоставлению услуг туристам. Более того, короткий летний сезон и недостаточное предложение на зимний отдых делают многие места размещения нерентабельными в зимний период, что сказывается на уровне цен в пик летнего сезона. Для обеспечения роста внутреннего туризма необходимо решить много задач, включая строительство внешней инфраструктуры и туристских объектов, логистику, наладить качественный сервис и повысить имидж казахстанского туризма.
В рамках недавно объявленной программы развития инфраструктуры “Нурлы жол” будет решена часть инфраструктурных проблем. Построены недостающие авто- и железные дороги, реконструированы аэропорты. Транспортная доступность повысит потоки туристов, что приведет к некоторому снижению цен. В данное время также разрабатывается “Дорожная карта” развития туризма до 2020 года, в которой предусмотрен ряд мер по улучшению инвестиционной привлекательности сферы туризма, повышению качества и имиджа казахстанского сервиса. Эти меры привлекут дополнительные инвестиции в курорт­ные зоны, с ростом предложения появится конкуренция, и соответственно с рыночными механизмами будут регулироваться цены и уровень сервиса.
- Какую сумму ежегодно тратят туристы Казахстана за границей? В каких странах оставляют больше всего денег? Какой процент от этих денег мы могли бы оставить в стране?
- Согласно данным вспомогательного счета туризма за 2012 год (комитет по статистике МНЭ РК), расходы, относящиеся к выездному туризму, составили 316 млрд. тенге. Вместе с тем, согласно исследованиям, проведенным в рамках разработки Концепции развития туристской отрасли РК до 2020 года, утвержденной постановлением правительства РК №508 от 19 мая 2014 года, количество посетителей по выездному туризму в 2012 году составило чуть более 9 млн. человек, что на 13 процентов больше, чем в 2011-м. Такие объемы выездного туризма способствуют формированию отрицательного туристского сальдо (более чем на 434 млн. долларов) в платежном балансе страны. Казахстан остается “туристским донором” для таких стран, как Турецкая Республика (более 40 процентов вывозимых денег), Китайская Народная Республика, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Таиланд, где интенсивно развивается индустрия туризма, создаются новые рабочие места, улучшается структура платежного баланса и растет благосостояние населения.
Спрос казахстанских туристов на выездной туризм представляет потерю доли бизнеса для туристских направлений и объектов размещения в Казахстане. Поэтому естественно предполагать, что с качественным развитием туризма в республике определенное количество местных туристов, отдыхающих сейчас за рубежом, отдадут предпочтение казахстанским туристским дестинациям, оставляя расходы на туризм в пределах страны. Для решения этой задачи необходимо вкладывать в туризм серьезные инвестиции, спрос не создается на пустом месте.
- В Казахстане из года в год, из сезона в сезон повторяется ситуация, когда разоряется одна из турфирм и сотни туристов остаются либо брошенными за границей, либо, имея билеты и путевки на руках, не могут улететь на отдых. Когда наконец тут будет наведен порядок? Когда наши граждане смогут отдыхать за границей без тревог и опасений о том, что турфирма их кинет?
- Прежде всего следует разграничить мошенничество и другие случаи, когда туроператор не в силах выполнить свои обязательства. Это может быть банкротство либо невыполнение договорных обязательств со стороны партнеров казахстанского туроператора за рубежом (отели, транспортные компании и т.д.). Искоренить недобросовестность партнеров, банкротство либо мошенничество, как и в любой другой сфере бизнеса, практически невозможно. Однако возможно снизить степень тяжести последствий таких ситуаций. Для этого потребуется принять комплекс мер, в том числе по внесению изменений в законодательные акты. Все меры можно условно разделить на три группы: повышение ответственности туроператоров и турагентов, изменение порядка страхования деятельности туроператоров, а также повышение осведомленности туристов и защита их прав. Касательно первой группы, во-первых, потребуется ввести разграничение между туроператорами. Как показывает практика, большинство из предыдущих сложностей с обеспечением отдыха и перевозкой наших туристов было связано с использованием чартерных рейсов. Для фрахтователей чартеров потребуется введение дополнительной ответственности в виде гарантийного взноса на случай невозможности выполнения нерегулярного рейса (чартера) авиакомпанией по разным причинам. По второму блоку мер необходимо ввести обязательное страхование договорных рисков туроператоров. Эта мера позволит снизить риски туроператоров от возможных банкротств, невыполнения обязательств зарубежных партнеров. Также предлагается повысить сумму страхования гражданско-правовой ответственности турагентств. Третья группа мер предполагает проведение информационных кампаний среди населения с целью показать потенциальным туристам, на что необходимо обращать внимание, чтобы не стать жертвой мошенничества либо некомпетентности туроператора или турагента. Более того, необходимо создание фонда защиты прав туриста по аналогии с британской либо скандинавской моделью, когда за каждую проданную путевку в фонд отчисляется определенная сумма (сбор). В случае непредвиденных обстоятельств из этого фонда в экстренном порядке могут быть выделены средства для возвращения туристов в Казахстан. Все эти меры основаны на мировом опыте, и в данный момент проходит обсуждение
- В последние годы складывается ситуация, при которой на рынке начинают доминировать крупные туроператоры, имеющие корни или владельцев за рубежом. Это “Казтур”, Kompass, “Мир путешествий”, Pegas Touristik и др. Не переживаете ли вы за то, что отечественным компаниям остается совсем немного от этого достаточно прибыльного пирога и доходы туроператоров уплывают за границу?
- В первую очередь надо иметь в виду, что мы живем и работаем в условиях глобализации. Для рынка нет границ, и единственным критерием является цена и качество продукта. Во-вторых, следует подчеркнуть, что, невзирая на корни либо владельцев компании, все упомянутые туроператоры - это зарегистрированные казахстанские компании, которые получили лицензии и работают согласно закону. По такому же принципу в Казахстане работают иностранные ресторанные, гостиничные сети. Я, например, за то, чтобы к нам приходили такие глобальные компании, как германская TUI, имеющая 30 млн. клиентов из 31 исходного рынка, 138 самолетов и 1,8 тыс. собственных турагентств в Европе, 79 туроператоров в 18 странах, 232 гостиницы на 155 тыс. мест. Выгода двойная – это ассортимент и качество услуг для наших граждан и мощный канал для привлечения зарубежных туристов.
- С развитием Интернета в мире все популярнее становятся самостоятельные путешествия, когда турист сам покупает авиабилет, бронирует гостиницу и т.д. Отмечается ли такая тенденция в Казахстане? Не отпадет ли со временем необходимость пользоваться услугами турфирм?
- Интернет-коммерция в Казахстане находится в стадии роста. Доля интернет-покупок в сфере туризма незначительная и развивается преимущественно в сегменте продаж авиабилетов, за редким исключением сайтов, где можно также забронировать гостиницу. В целом в мире, где интернет-продажи занимают высокую долю и развита сфера туризма, действительно идет тенденция к сокращению классических турагентств и росту онлайн-турагентств. Существующие казахстанские туроператоры делают попытки продаж своих туров онлайн, но особой популярности данный канал сбыта пока не приобрел. Причиной этому является низкий уровень доверия к интернет-покупкам и в целом неукоренившаяся культура использования платежных карт. Более того, туры, которые формируются с использованием чартерных рейсов, все еще популярны в Казахстане ввиду дороговизны традиционных авиаперелетов и отсутствия бюджетных авиалиний, а приобретение таких туров предполагает обращение в турагентство. Поэтому в Казахстане говорить о массовом переходе на онлайн-турагентства пока еще рано. Даже при переходе большого количества досуговых путешествующих (отпускников) в онлайн-тур­агентства останется сегмент рынка, которому по-прежнему будут требоваться услуги классических турагентств. Это туристы категории люкс и корпоративные клиенты, среди которых спортивные команды, требующие особый сервис и сложные маршруты, которые сложно забронировать самостоятельно.
- Нередко случается, когда казахстацы за рубежом попадают в неприятные ситуации, заболевают, травмируются и даже умирают. При этом нередки случаи, когда родственники на всю страну объявляют сбор средств для помощи пострадавшему. Почему государство не оказывает в таких случаях поддержку своим гражданам за рубежом?
- Существует три сценария, при которых турист может оказаться в неприятной ситуации. Это проблемы со здоровьем, с законом либо с реализацией цели поездки из-за трудностей с отелем и другими услугами, за организацию которых были ответственны третьи лица. Перед выездом за рубеж каждый турист должен самостоятельно позаботиться о своем здоровье, пройти необходимое обследование, приобрести свидетельство страхования жизни и здоровья на случай заболевания либо других форс-мажорных обстоятельств. Причем некоторые иностранные государства, в частности страны Шенгенской зоны, обязывают застраховаться перед тем, как выдать свою визу туристу. В случае проблем с законом нашим гражданам оказывается помощь со стороны дипломатических представительств МИД РК. Что касается вопросов некачественно оказанных услуг, когда туристы массово оказываются в сложной ситуации, по каждому случаю созывается штаб, куда входят представители уполномоченного органа в области туризма, туроператоры, авиакомпании, и совместно с посольством Казахстана за рубежом принимается решение. В любом случае наш турист не останется один на один с проблемой.

Виктор Бурдин, Алматы

Загрузка...
Астропрогноз
на 21 ноября

Золотые слова

«- Раньше мы по телевидению видели бегущие строки с Уолл-стрит, теперь в Казахстан это пришло. Мы будем у себя это наблюдать.»

Нурсултан НАЗАРБАЕВ, президент Казахстана:
Вопрос на засыпку

Какой способ урегулирования конфликта вы выберете?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева