5808

Госслужба - не дружба

Алик ШПЕКБАЕВ: Как любую болезнь, коррупцию лучше предупредить, чем бороться с её последствиями

Для чего вместо прежнего финпола создано новое Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции? Будет ли отменен тест для кандидатов на госслужбу? Почему мы до сих пор вынуждены обивать пороги многочисленной армии чиновников - неужели так сложно перевести все услуги в электронный формат? Изменится ли деятельность правоохранительных структур с вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса? Об этом и многом другом в интервью газете “Время” рассказал зампредседателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик ШПЕКБАЕВ.

- При создании нового агентства мы учитывали опыт развитых стран. Оптимизация двух агентств - по делам госслужбы и финансовой полиции - значительно сократила структурные подразделения и руководящие должности. Например, экономические расследования передали в Министерство финансов. Считаю, это позволит сделать работу по противодействию теневой экономике более результативной и создать благоприятные условия для развития бизнеса. Прежде борьба с экономическими преступлениями и коррупцией подчинялась одной структуре - проще говоря, следователи сидели в соседних кабинетах, и эффективность такой работы была не на самом высоком уровне: как говорится, одну форму носили. Теперь это разные ведомства, и наша антикоррупционная служба контролирует деятельность экономического подразделения в Минфине. Мы считаем, что совершенствование госслужбы, повышение качества услуг и противодействие коррупции, чем и занимается наше агентство, приведут к существенному снижению уровня бюрократической коррупции. Новые управления анализа и выявления коррупционных рисков, антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью, центр системного анализа и прогнозирования нужны для выявления причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений. Выявление, анализ и устранение коррупционных рисков - одна из основных наших задач. Кстати, понятие “коррупционный риск” сравнительно новое для нас. Как любую болезнь, коррупцию лучше предупредить, чем бороться с ее последствиями. Поставленные перед нами задачи невозможно решить без новых и более эффективных механизмов кадровой политики. И мы должны добиться высокого уровня доверия, для начала сделать максимально прозрачными и объективными процедуры отбора и продвижения кадров.
- Алик Жаткамбаевич, не секрет, что есть кандидаты на госслужбу, которые спят и видят отмену тестирования. Вы собираетесь пойти им навстречу?
- Нет. Разумеется, законы надо знать не только кандидатам на госслужбу. Но нам важно убедиться, насколько кандидат владеет навыками и деловыми качествами, без которых современному чиновнику просто невозможно работать. Отсюда высокая текучесть кадров. Поэтому мы разрабатываем модель компетенции для каждой должности. Соответствуешь ей - тогда, как говорится, добро пожаловать. При таком подходе, надеемся, решения конкурсных комиссий станут более эффективными и объективными. Кроме того, будут четко прописаны механизмы и методы заключительного этапа отбора, где и принимаются окончательные решения. Эффективность кадровой политики и предупреждение коррупции во многом зависят от повышения роли кадрового резерва - это требование президента страны. Хочу отметить, что мы начали работу над подготовкой целевых программ обучения для лиц, состоящих в резерве, внедрение которых, считаю, позволит талантливым новичкам рассчитывать на успешное прохождение собеседования.
- Как вы будете контролировать все эти процессы?
- Новое приоритетное направление - внедрение системы управления талантами на госслужбе. Например, модель компетенции, использование которой позволит отбирать наиболее одаренных претендентов и работать с ними индивидуально, отслеживая их карьерный рост. Мониторинг управления персоналом будет осуществляться через информационную систему “Е-қызмет”, которую мы запустим уже в текущем году. Здесь будет собрана вся база данных на госслужащих, и наша задача с помощью специальных программ отслеживать кадровые решения и своевременно предупреждать нарушения прав госслужащих, в том числе и тех, кто находится в кадровом резерве. Современные технологии с лихвой компенсируют сокращение бюрократического аппарата госорганов и учреждений. Сегодня мы имеем возможность за считаные минуты получать все нужные данные - еще недавно все это делалось вручную и отнимало много сил и времени.
- Почему в таком случае мы вынуждены по-прежнему оби­вать пороги бастыков - неужели так сложно сделать если не все, то хотя бы многие услуги электронными?
- Этому вопросу уделяется большое внимание в новой антикоррупционной стратегии Казахстана. Анализ информации, получаемой из региональных департаментов, показал: лишь небольшая часть госуслуг оказывается через электронные порталы учреждений - в большинстве граждане по-прежнему обивают пороги различных ведомств. Причина не только в неразвитости данной инфраструктуры. Многие услуги не попали в Единый реестр, не прописаны стандарты их оказания. Мы анализируем эту ситуацию, поскольку она порождает административную коррупцию. Будем также добиваться исключения из стандартов госуслуг различных норм, порождающих коррупционные риски. Например, срок предоставления любой услуги нужно сделать конкретным, а не обтекаемым, как сейчас - “в течение”, “не позднее”, “не более”, “до”. Еще одна причина кроется в слабой осведомленности граждан о возможностях и процедурах получения госслуг. Решить эту проблему можно, повысив качество информационной работы гос­органов.
- Новый Уголовно-процессуальный кодекс существенно меняет работу правоохранительных органов, и теперь основной упор делается на...
- …обеспечение прав граждан - участников уголовного процесса. Для этого введены институт досудебного расследования, процессуальный прокурор, следственный судья, процессуальное соглашение, депонирование показаний, “правило Миранды” и т.д. Простой пример. Раньше два месяца проводилась доследственная проверка, человека сразу же опрашивали, и у него не было возможностей защищать свои права. Он не мог знакомиться с материалами проверки, требовать очной ставки с заявителем, ставить свои вопросы перед экспертами. Сегодня, если поступает сообщение о преступлении, имеющем признаки уголовного, то информация в течение суток переносится в Единый реестр досудебных расследований, и сразу же начинается досудебное расследование. Гражданин приобретает статус свидетеля, имеющего право на защиту, и еще до первого допроса может обратиться за помощью к адвокату. К слову, и полномочия адвокатов стали более широкими, что очень радует. Отказ от доследственной проверки, возбуждения уголовного дела, направления судами дел на дополнительное расследование и другие новшества УПК позволят повысить качество расследования, а главное - устранят условия для нарушения законности и коррупции.
- В новом кодексе наказание за коррупцию сильно ужесточено: уже нет возможности получить условный срок, коррумпированные чиновники выплачивают огромные штрафы. Кроме того, им пожизненно запретят вернуться на госслужбу. А вы говорите, что главное - профилактика...
- Принцип неотвратимости наказания - одна из ключевых задач всех правоохранительных органов. Особенно, когда коррупция приобретает системность. Согласитесь, без таких мер невозможно добиться укрепления законности. Другой вопрос, что в сфере противодействия коррупции нельзя делать ставку только на “стратегию войны”. Агентство и было создано для того, чтобы уберечь самих госслужащих от совершения коррупционных преступлений. Существуют различные методы и средства по предупреждению коррупции. Например, контроль за деятельностью чиновников и организаций, подверженных коррупционному риску. Нужно в корне ломать и преступные схемы, в которые руководители вовлекают своих подчиненных.
- В структуре агентства появилась отдельная антикоррупционная служба. Чем занимаются сотрудники этого подразделения и в чем отличие их деятельности от прежней финансовой полиции, работа которой вызывала немало критики?
- Во-первых, предотвращение ущерба государству, защита предпринимателей от коррупционных посягательств выходят на первый план. Служба ориентирована на обеспечение высокого уровня предупреждения коррупционных преступлений и правонарушений. Для этого планируем внедрить принципиально новую систему оценки силовых органов. Кроме того, по нашим представлениям будут вноситься изменения в нормативные акты, способствующие устранению причин и условий коррупции. Немаловажная роль уделяется и соблюдению законности и обеспечению конституционных прав граждан. Во-вторых, деятельность антикоррупционной службы существенно приближена к гражданским стандартам - мы первыми из правоохранительных органов отказались от погон и объявили открытый конкурс на вакантные должности. Человек в штатском вызывает больше доверия у людей, чем сотрудник в форме.
- Не получится ли так, что многие профессионалы, не пожелавшие снять погоны, уйдут в другие силовые структуры?
- Напротив, при комплектовании антикоррупционной службы мы значительно укрепили подразделения самыми компетентными специалистами с безупречной репутацией. Отбирали лучших, пропуская кандидатов через жесткое сито конкурса и различных проверок, включая и испытания на полиграфе. Также назначали руководителей региональных подразделений, среди которых, кстати, немало профессионалов из администрации президента, КНБ и прокуратуры. Отмечу, что открытый конкурс расширил возможности выбора и значительно повысил конкурентоспособность сотрудников антикоррупционной службы.
- В чем особенности антикоррупционной стратегии Казахстана?
- Это автоматизация и упрощение процессов администрирования и оказания государственных услуг. Предполагается декларирование источников расходов на приобретение недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, доли участия лицами, занимающими ответственные государственные должности. Будут приняты новые законы “О противодействии коррупции”, “Об общественном контроле”, “О доступе к информации” и другие правовые акты, направленные на повышение эффективности усилий государства и общества в этой сфере. Важный момент - разработка и внедрение механизма, обеспечивающего неприкосновенность и безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
- До сих пор выявляются факты укрывательства заявлений граждан, да и отношение правоохранителей как к людям, так и к своей работе вызывает немало нареканий...
- Теперь мы видим всю полноту происшествий, а не ее часть, как было раньше, когда отражались сообщения о коррупционных правонарушениях, по которым возбуждались уголовные дела - в сводки попадают все зарегистрированные досудебные расследования. Напомню: за укрытие или отказ от регистрации заявления предусмотрена серьезная ответственность - вплоть до уголовной. Кстати, требования к работникам нашей структуры беспрецедентно высокие: поступив на службу, они принимают на себя дополнительные антикоррупционные ограничения. Мы объявили о своей приверженности таким ценностям, как честность, справедливость и неподкупность. Будем следовать им неукоснительно, чтобы стать примером безупречного служения народу...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото пресс-службы АПГС и ПК, Алматы

Поделиться
Класснуть