5233

Серик Сейдуманов, депутат мажилиса: Считаю деньги так же, как все

На посту замакима Алматы Серик Сейдуманов (на снимке) был самой публичной персоной городского акимата. Ныне депутат мажилиса ушел в тень, утверж­дает, что сознательно. Сегодня мы говорим с ним о девальвации, индексации депутатских зарплат и возможных реформах в парламенте. 

- Серик Турарович, начнем с вашего родного города. До вашего депутатства вы занимали должность замакима Алматы. Сейчас вы бываете здесь наездами и можете оценить изменения со стороны. Что вам нравится, а что нет?
- Раньше я приезжал сюда каж­дые выходные - у меня в Алматы семья, но в сентябре удалось вырваться первый раз за месяц - в мажилисе рассматривается очень много законов по реализации Плана нации, поэтому мы работаем в субботу и воскресенье. Что меня приятно удивило? Алатауский район. Я не был там два года, и за это время на пустыре вырос новый город. На встречу с вами я шел пешком по улице Жолдасбекова, там тоже очень хорошо обустроили территорию: лавочки, детские площадки, тренажеры. Видно, что людям все это очень нравится. Что меня огорчает? Если говорить о глобальном: каждый год снижается уровень трансфертов, которые выделяются на развитие Алматы из госбюджета. Наш город дает все больше налогов, а мы при этом получаем все меньше и меньше. Если так будет продолжаться, придет день, когда Алматы не сможет перечислять такое количество налоговых поступлений. А если говорить о самом городе, мне не очень нравится, как ведут себя люди на улицах (не думаю, кстати, что это коренные алматинцы). Они мусорят, плюют. Что это такое?! Мы несколько лет назад обустраивали дворы, а сейчас я вижу, что некоторые из тех площадок уже разрушены. Это очень огорчает.
- А если говорить о властях?
- Считаю, что сегодня нужно больше внимания уделять общению с творческой интеллигенцией и представителями НПО. Их нужно поддерживать и привлекать к решению проблем города. Взять тот же курорт Кок-Жайляу. Нужно разговаривать с теми людьми, которые выступают против его строительства. Пусть они и не станут его сторонниками. Это хорошо, когда есть критикующая сторона, благодаря ей ты можешь принять самое эффективное решение.
- Вы уже встречались в Астане с Ахметжаном ЕСИМОВЫМ? (прежний аким Алматы, ныне - глава АО НК “Астана ЭКСПО-2017”. - О. А.).
- Да, это была встреча, касаю­щаяся EXPO. В частности, речь шла о гуманитарном сотрудничестве - приглашении во время выставки в Астану представительной делегации глав национальных социологических ассоциаций (НСА), которые по решению исполкома Международной социологической ассоциации (МСА) приняли в июле решение о проведении в 2017 году конференции глав НСА в Казах­стане, кстати, впервые в стране на постсоветском пространстве.
- А что лучше, если говорить о смене акимов в Алматы: опыт или молодость с европейским образованием?
- Все хорошо.
- Дипломатично!
- Дело не в дипломатичности. У Бауыржана БАЙБЕКА много сильных сторон, а то, о чем говорят, что у молодого акима нет опыта хозяйственника, думаю, на самом деле не критично. И мы видим, как вместе со своей командой аким Алматы последовательно занимается изучением ситуации и демонстрирует хватку - а это важное качество руководителя-хозяйственника.
- Давайте поговорим о вашем основном месте работы. Многие эксперты сходятся в том, что казахстанскому парламенту нужна реформа: сейчас выборы в мажилис проходят по партийным спискам, и избиратели фактически не знают, за кого они голосуют, - персонификация сведена к нулю. Может быть, часть депутатов нужно избирать, голосуя за конкретных людей, а не за партию? Плюс ко всему ходят упорные слухи о том, что сенат вообще распустят и парламент станет однопалатным. В общем, нужно что-то менять, потому что в нынешнем виде законодательная власть оторвана от народа.
- Я не согласен, что парламент оторван от избирателей. Мы минимум четыре раза в год на несколько дней выезжаем в регионы и принимаем людей. Приведу пару примеров. В августе я встречался с желтоксановцами, которые добиваются того, чтобы признали их особый статус и наделили льготами. Я разослал их письма в соответствующие инстанции. До этого помог женщине, дети которой жили без документов более 10 лет. Что же касается нашего парламента, то он постепенно эволюционирует, в том числе и в представленности в нем разных партий - их сегодня три.
- Но все равно он далек от тех, что существуют в европейских странах, например. Правящая партия проведет любой удобный ей закон. Вы же не будете этого отрицать?
- Отрицать нельзя. То, что мы имеем сейчас, - это стадия развития нашей страны. Чтобы у нас появился такой же парламент, как в Европе, идентичными должны быть и условия: история, население, традиции. Мы страна, находящаяся в конкретном периоде развития, с конкретным мышлением и менталитетом. Конечно, парламент будет развиваться. У нас унитарное государство, думаю, таковым оно и останется. Поэтому в перспективе законодательный орган станет однопалатным, сената не будет - рано или поздно мы к этому придем. Такова мировая практика. Что касается самой схемы выборов, думаю, выборы по партийным спискам больше отвечают нашим реалиям.
- Серик Турарович, в бытность замакима Алматы вы были самой публичной персоной в мэрии и общались с журналистами за всех коллег, вместе взятых. А в парламенте вас практически не видно: слово не берете, к журналистам после пленарок не выходите. Что случилось?
- Два года назад, с приходом в мажилис, который уже отработал полтора года в данном составе, мне требовалось время, чтобы разобраться во всех тонкостях законодательного процесса, стать специалистом в этом деле. А в последние месяцы большая часть нашей работы не была связана с активной публичностью. У нас не хватало на это времени. Так, мы с коллегами больше двух месяцев разрабатывали законопроект “Об общественном совете” согласно шагу 99 Плана нации. Зато теперь - с 1 января 2016 года - при каждом акимате, в министерствах и ведомствах будут созданы общественные советы, на две трети состоящие из представителей граж­данского общества: НПО, СМИ, бизнес-ассоциаций. Они смогут обсуждать главные вопросы, связанные с развитием региона, и принятие бюджета в том числе. Два раза в год перед советом будет отчитываться аким. Формализма здесь не будет, я уверен. Горжусь тем, что принимал участие в разработке такого закона. Но я активно слежу за всем, что происходит в Интернете, читаю новостные сайты и комментарии. Стараюсь при этом выступать на площадках различных экспертных форумов, писать статьи и, конечно, давать интервью авторитетным изданиям, как сейчас вашему.
- В последнее время в виртуальном пространстве было много новостей, которые обсуж­дали очень бурно. Что запомнилось больше всего?
- Ситуация с курсом тенге.
- Ну, уж если вы сами об этом заговорили, тогда прокомментируйте недавнее заявление замглавы Нацбанка Куата КОЖАХМЕТОВА, который удивился: “Зачем казахстанцам курс доллара?” Он, видимо, не знает, что большинство товаров, которые мы покупаем в магазине, импортируется. Вы сами за курсом следите?
- Так же, как и любой казахстанец. А высказывание, о котором вы говорите, считаю элементарной оговоркой. Все же это относится ко всем специалистам в сфере финансов, они должны стараться более точно и при этом доступно для населения формулировать свою позицию. Сегодня нам, к сожалению, никуда не деться от курса доллара. Мое мнение: его нужно регулировать. У нас маленький финансовый рынок, на нем очень легко проводить какие-то спекулятивные операции. Что мы и наблюдали совсем недавно. Поэтому и плавание курса доллара должно быть свободным, но при этом контролируемым.
- Вы ходите по магазинам? Заметили, как выросли цены? Или, как акимы регионов, которые после девальвации устроили массовый рейд по рынкам страны, будете говорить, что на ценниках все те же цифры?
- Нет, не буду. Я хожу в магазины и заметил, что цены выросли. Это очевидно. Но все же есть ряд социально значимых продуктов, которые стоят так же, как и раньше. Этого тоже нельзя отрицать. А что касается рейдов, о которых вы говорите, их задача - сдерживание роста цен. И они ее выполняют. Увы, но постепенно рост цен продолжится, новые партии товаров, которые придут в Казахстан из-за границы, станут еще дороже. К этому нужно быть готовыми.
- Вас на улицах узнают? Не спрашивают: почему, доколе?
- В Алматы узнают, в Астане - меньше, а если узнают, то, думаю, это алматинцы. Но люди не задают подобных вопросов, народ у нас сдержанный, воспитанный и достаточно грамотный.
- Вы хотя бы раз за два года депутатства голосовали против инициатив, предложенных однопартийцами?
- Один раз. Речь шла о формулировке статьи в закон, связанный с правами человека. Я поддержал позицию другого депутата, кстати, тоже из “Нур Отана”, она отличалась от мнения самих разработчиков и остальных однопартийцев.
- Коллеги после этого косо не смотрели?
- Может, и была первая реакция, но это рабочий момент. И конце концов поддержали именно нашу с коллегой позицию.
- Вам депутатской зарплаты хватает? Не планируете поднять вопрос о ее индексации?
- Зарплата депутатов высокая: на руки мы получаем 500 тысяч тенге. Поэтому никто из моих коллег по депутатскому корпусу, конечно, не будет просить повышения зарплаты. Мы должны быть вместе с людьми. Понимаю, кто-то скажет: “С такими деньгами можно быть с народом”, - но все равно повторюсь: ни о какой в этом случае индексации не может быть и речи. Если говорить о себе, то я, как док­тор социологии, читаю лекции в школе политического менеджмента партии “Нур Отан”, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, университете “Туран”, руковожу магистерскими и док­торскими диссертациями и за это получаю оплату согласно установленным в вузе нормативам.
- На заправки заезжаете?
- Лично - нет. Просто ни я, ни супруга не водим машину. Но вопрос ваш понимаю - в семейном бюджете данная статья расходов несколько увеличилась. Деньги считаю - как и все.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть