3090

Вперёд - в страну советов!

C 1 января нового года при всех акиматах и министерствах начнут создавать общественные советы - орган, без согласования с которым власти не смогут принимать важные решения. Как должен будет работать по-новому госаппарат, газете “Время” разъяснил один из авторов закона об общественных советах депутат мажилиса Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке).

Общественные советы в таком масштабе и виде никогда ранее в Казахстане не существовали. Поэтому разработчикам пришлось соз­давать закон практически с нуля, ориентируясь на мировой опыт и адаптируя зарубежные нормы к нашим реалиям. Общественные советы должны будут заработать в течение января - февраля.
- Общественный совет станет очень важным органом в системе управления, - поясняет Серик Турарович. - По сути, не только принятие и расходование бюджетных средств, но и любые планы местные акиматы, а на республиканском уровне - министерства должны будут согласовывать с советами. Решили власти спилить десять деревьев в городе, сделать платной какую-то услугу в поликлиниках, ввести новый предмет в школах, построить АЗС вместо садика? Все эти вопросы можно будет обсуждать на общественном совете.
- Вы думаете, что многие наши граждане захотят туда попасть?
- Активность в разных регионах будет сильно отличаться, и мы это прекрасно понимаем. Одно дело - развитое гражданское общество в Алматы, и совсем другое - в каком-нибудь небольшом городке, где и неправительственного сектора толком нет. В ближайшее время мы, депутаты, будем выезжать в регионы и активно разъ­яснять гражданам те возможности, которые предоставляет им этот закон. Возьмем на контроль его реализацию и будем смотреть, насколько удачно он работает в разных регионах, а после, если в этом будет необходимость, вносить в него какие-то коррективы.
В общественном совете будут сформированы различные комиссии - по бюджету, социальной политике, экологии и т. д. Их количество будут определять сами участники. Местные акима­ты должны будут обеспечить работу советов: предоставить им соответствующее помещение для проведения заседаний, по запросу сообщать всю необходимую информацию и не препятствовать их участию в различных заседаниях госструктур.
В общественном совете и всех комиссиях будут рука об руку работать госслужащие и представители неправительственного сектора. Первые должны будут рассказывать общественникам о планах, принимаемых решениях, отвечать на их вопросы и, возможно, выслушивать критику. Они постоянно будут контактировать, в этом весь смысл нового закона.
- В законе написано, что рекомендации совета не являются обязательными к исполнению. Допустим, решили в городе на бюджетные деньги организовать систему платных парковок. Народ против, совет, соответственно, тоже, но власти все равно гнут свою линию. В чем тогда смысл работы советов? Не сведется ли все к обы­чной говорильне?
- Акимат действительно и без согласия совета может начать строительство платных парковок. Но он должен будет по запросу дать общественному совету аргументированный ответ по поводу того, почему они нужны. К тому же не забывайте, что раз в год общественный совет будет оценивать отчет акима: одобрять его или нет. Раньше такого не было. Если по итогам года наберется слишком много непопулярных решений, отчет акима могут признать неудовлетворительным. Непринятие отчета - это сигнал для вышестоящих органов власти. Поэтому, думаю, чиновники будут прислушиваться к общественному совету.
- Пытаюсь представить: совет не проголосовал за отчет акима. Вы верите, что в наших реалиях это возможно?
- Мгновенно - нет. Но по мере того как гражданское общество ощутит свою силу, это станет возможным. Раньше неправительственный сектор не обладал влиянием, для этого не было законодательной основы. Теперь она есть. Думаю, закон заработает достаточно быстро.
- Общественные советы во многом будут похожи на маслихаты: практически те же функции, задачи, работа на общественных началах. Зачем создавать еще одну дублирующую структуру?
- В определенной мере так и есть, их круг полномочий действительно совпадает. Но маслихаты не так активно работают с гражданским обществом, как нам бы хотелось. Мы хотим именно неправительственный сектор вовлечь в процесс принятия решений и общественный контроль за деятельностью власти! Сейчас этого, увы, нет.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Возьмите на заметку!

- Общественные советы образуются на двух уровнях - респуб­ликанском и местном.
Республиканские появятся при 11 министерствах и Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции. Местные будут созданы в соответствующих административно-территориальных единицах: областях, городах Астане и Алматы, районах и т. д. При этом функции общественного совета на уровне села, поселка, сельского округа, города районного значения возлагаются на собрание местного сообщества.
- Общественные советы являются автономными и самостоятельными.
Их рекомендации являются обязательными для рассмотрения (не путать с исполнением) государственными органами. Члены различных комиссий будут собираться по мере необходимости. Например, бюджетная будет заслушивать чиновников в период работы над формированием бюджета. А вот общие заседания совета должны будут проходить не менее двух раз в год.
- Полномочия и цель советов.
Их достаточно много, перечис­лим лишь основные. Общественные советы могут принимать участие не только в обсуждении проектов бюджета, стратегических планов, программ развития территорий, различных государственных и правительственных проектов, но и следить за их исполнением. Обсуждать отчеты исполнительных органов о достижении целевых индикаторов, о реализации бюджетных программ, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), благотворительности. Участвовать в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.
При этом в законе предусмот­рено несколько форм контроля: общественные слушания, мониторинг, экспертиза и отчет.
Цель общественных советов - выражать мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам.
- Требования к членам общественного совета.
Их попытались свести к миниму­му. Кандидатом в члены совета может стать гражданин Казахстана не моложе 18 лет, проживающий (в случае формирования совета на местном уровне) в пределах этой административно-территориальной единицы. То есть стать членом общественного совета, например при акимате Алматы, сможет только человек, зарегистрированный в этом городе. Помимо этого соискателя проверят на предмет судимости и причастности к коррупционным преступлениям, а также “пробьют”, не состоит ли он на учете как психически больной, алкоголик или наркоман.
- Как будет формироваться общественный совет.
На первом этапе организационную работу возложат на секретаря маслихата города, области, района и т. д. Он по согласованию с акимом привлекает к этой работе представителей акимата, скорее всего, из управления внутренней политики. Они приглашают известных общественных деятелей - представителей НПО, совета ветеранов, бизнес-структур, гражданского альянса, конфедерации труда, политических партий. Далее все вместе они формируют первоначальную рабочую группу по созданию общественного совета. Теперь их задача - объявить через СМИ и интернет-ресурсы о проведении конкурса в общественный совет. Количество его участников определяет сама рабочая группа: в Алматы, Астане и областных центрах он может состоять из 60, 84 человек, а в других регионах быть и не таким представительным. Принципиальный момент: количество участников обязательно должно делиться на три. По закону общественный совет состоит из представителей государственных органов и гражданского сообщества. При этом последние должны составлять не менее двух третей от общего числа его членов. То есть если в совете 60 человек, то 40 - это представители различных НПО, бизнес-структур и обычные граждане, а 20 - сотрудники местного акимата, маслихата и депутаты.
Стать участником совета может не только представитель неправительственного сектора, но и самовыдвиженец, гражданин, не состоящий ни в одной общественной организации. Соискатель должен отправить заявление на адрес, указанный в объявлении. Заявок на участие в общественном совете может быть больше, чем мест в нем (их точное количество, кстати, в законе не определено). Поэтому рабочая группа будет проводить конкурс и на свое усмотрение выбирать лучших. На все эти процедуры уйдет полтора-два месяца. Работать члены совета будут на общественных началах. Единственный, кто будет получать зарплату, - секретарь общественного совета.

Поделиться
Класснуть