5558

Органы не без опасности

Кто сможет внятно объяснить, каков был все-таки мотив нападения террориста на алматинских силовиков - личная месть или религиозный экстремизм?

РУВД Алмалинского района и здание департамента КНБ по городу Алматы атаковал один и тот же человек - некий Руслан КУЛЕКБАЕВ. К своим 26 годам молодой мужчина заработал две судимости и научился ловко обращаться с оружием: на его совести шесть убитых (вчера в больнице скончался пострадавший от пуль террориста еще один полицейский) и столько же раненых. Свои преступления Куликбаев совершил, чтобы вернуть “должок” правоохранительным органам за годы, проведенные в заключении, и из-за угрозы новой отсидки: его подозревают в еще одном убийстве, произошедшем накануне “черного” понедельника. Такова официальная версия, изложенная министром внутренних дел Калмуханбетом КАСЫМОВЫМ.

Будем откровенны: далеко не все поверили словам главного полицейского страны. Уж слишком много погибших для киллера-одиночки, да и его активность поражает воображение.
По словам министра, бойня в городе продолжалась 24 минуты: в 10.54 Кулекбаев зашел в здание РУВД, а уже в 11.19 был ранен и задержан. За это время боевик успел убить двух человек в здании полиции, затем по дороге обстрелять патруль, навестить ДКНБ, пробраться в центральную часть города и вступить в схватку с кузетовцами. Скептиков можно понять: в будний день в Алматы только на то, чтобы просто доехать от того же Алмалинского РУВД до ДКНБ, уйдет минут 15-20. А если попадешь на улицу, где меняют асфальт или арыки, то можно застрять и на полчаса. Но Руслан Кулекбаев, получается, оказался очень проворным и поразительно удачливым. К тому же более метким, чем десятки копов, пытавшихся его поймать.
Спорить с Калмуханбетом Нурмуханбетовичем мы не станем - генерал-полковнику лучше знать, что именно произошло в южной столице.
Однако есть моменты, вызывающие, скажем так, некоторое недоумение.
Во-первых, уже во второй раз за короткое время два ведомства, призванные оберегать мир и покой в нашей стране - МВД и КНБ, дают разную информацию об одном и том же событии. После июньской бойни в Актобе председатель КНБ Владимир ЖУМАКАНОВ в докладе главе государства о ходе антитеррористических действий в одноименной области упомянул тот факт, что через день после атаки экстремисты обстреляли детский лагерь в пригороде. Все мало-мальски мыслящие граждане обратили внимание, что слова главы спецслужбы вскоре опроверг официальный представитель МВД Алмас САДУБАЕВ: дескать, никто по детям не стрелял и террористов в том районе вообще не ищут.
И вот вам, пожалуйста, еще один пример несогласованности в докладах двух силовых ведомств. После событий в Алматы председатель КНБ доложил президенту, что с автоматом по мегаполису бегал дважды судимый Кулекбаев, в колонии сошедшийся с салафитами. То есть главный чекист прямо намекнул, что причиной атаки могли стать религиозные мотивы террориста. Однако его более опытный коллега Калмуханбет Касымов сначала на полуночном брифинге в Алматы, а затем и на вчерашнем заседании правительства сделал несколько иное заявление: мол, преступление было совершено из мести. Дескать, именно так Кулекбаев объяснил свой поступок на допросе после операции. То есть никакого джихада, никакого ИГИЛ с салафитами - просто “затаил месть за годы отбытого наказания”. Неужели еще перед заседанием Совета безопасности нельзя было договориться, что в итоге говорить президенту и гражданам?
Вполне вероятно, что властям не очень нравится версия с религиозным экстремизмом, поэтому Кулекбаева и пытаются выставить обозленным уголовником. Но именно это и вызывает наибольшие сомнения. Обычный уголовник, тем более рецидивист, не боится сесть в тюрьму, пусть даже за преднамеренное убийство. Для него тюрьма если не дом родной, то уж точно не чужбина. Тем более если он уже сидел и был принят в религиозную общину на зоне. Можно не сомневаться, что и новый срок он проведет под защитой своих “братьев”. Да и вообще, много ли у нас в стране обычных бандитов, которые знают, где находится департамент КНБ, и совершают на него одиночные нападения? А ведь именно Комитет нацбезопасности борется с религиозным экстремизмом, и атака на его офис больше похожа на поступок фанатика из ИГИЛ, чем на “затаенную месть”.
Стоит отдельно отметить странную реакцию силовых структур на оперативную информацию и шустрые маневры Кулекбаева. Сначала он открыл стрельбу в РУВД, откуда то ли сбежал, то ли уехал на машине. К тому моменту на полицейских волнах уже прошло сообщение, что совершено нападение на сотрудников, есть раненые и убитые. Но в ДКНБ почему-то не предприняли особых мер безопасности, не закрыли двери, не выставили у входа усиленные наряды. Как мы уже сообщали во вчерашнем номере газеты (см. “Понедельник - день тревожный...”), наши корреспонденты проверяли многочисленные слухи о нападениях на воинские части, Академию КНБ (бывшее погран­училище), стрельбе в микрорайоне “Жулдыз”. Так вот, по периметру забора погранучреждения стояли вооруженные до зубов силовики, воинские части закрылись наглухо, перекрыв подъезды “ежами”. Даже из торговых центров выгнали всех посетителей, в том числе и зрителей из кинозалов, чтобы задраить окна и двери!
Понятно, что у них было больше времени на подготовку, а между атаками на РУВД и ДКНБ прошло всего несколько минут. И спрашивать, где снайперы на крыше, пулемет на крыльце, БТР у калитки, было бы, наверное, не совсем уместно. Но ведь это спецподразделение национальной безо­пасности! И оно не может предотвратить нападение одиночки на свой офис в крупнейшем городе страны?! И вот тут мы подходим, пожалуй, к самому главному вопросу: а насколько оперативно чекисты получили информацию от коллег о нападении на РУВД?
Честно говоря, вялая реакция силовиков очень смахивает на поведение безумно отважной девушки, едва не ставшей жертвой Кулекбаева. Когда террорист пытался остановить ее автомобиль, угрожая автоматом, автоледи проехала мимо, бросив сквозь зубы: “Больной, что ли?!” Но если поведение девушки достойно восхищения, то алматинским силовикам похвастать явно нечем. В их дом пришли с оружием, убили людей, расстреляли патрульную машину. Но боевику удалось спокойно уйти, добраться до следующего пункта назначения.
И это уже не вопрос компетент­ности того или иного руководителя. Речь о смелости одних и растерянности или, если хотите, непрофессионализме других. Почему за киллером безуспешно гонялись патрульные на машинах, а ранили и задержали обычные постовые из “Кузета”? Где хваленые спецназовцы, так классно демонстрирующие свои навыки на показательных учениях?
Очень не хочется, чтобы страшное повторилось. Ни в Алматы, ни в какой-либо другой точке Казахстана. Но если это все-таки произойдет, то правоохранительным структурам хорошо бы до того научиться работать сообща - согласованно, скоординированно. Ну а их руководителям заранее договариваться, что докладывать главе государства и на пресс-конференциях.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

А тем временем

Ранение оказалось смертельным

Напомним, в минувший понедельник в ходе атаки на Алмалинское РУВД и городской ДКНБ погибли пять человек, в том числе трое полицейских, были ранены восемь человек, включая подозреваемого в преступлении Руслана КУЛЕКБАЕВА.
К сожалению, один из раненых стражей порядка, старший инспектор службы специализированного батальона дорожно-патрульной полиции Тимур Бегасилов, скончался вчера в 13.45. Как сообщила пресс-служба ДВД, он прослужил в органах внутренних дел всего полтора года. 25 июля ему должно было исполниться 30 лет...
Что касается остальных пострадавших, то, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, четверо из них сейчас находятся в больнице скорой неотложной помощи (БСНП): трое в реанимационном, один - в хирургическом отделении. Еще двое раненых лежат в реанимации Центральной городской клинической больницы.
А вот сам террорист оказался достаточно выносливым: несмотря на пять огнестрельных ранений в грудь и живот, он уже переведен из Наццентра хирургии им. А. Н. Сызганова в следственный изолятор.
Между тем семьям погибших полицейских Тимура Бегасилова, Бауыржана НУРМУХАНБЕТОВА, Максата САЛИМБАЕВА и Аяна ГАЛИЕВА, а также пограничника Азамата АЗИМХАНОВА и пенсионера ОВД Гани НУРИМАНОВА по поручению главы государства будет оказана материальная помощь - им выплатят по 15 млн. тенге. Помимо этого полицейские Алматы перечислят родным своих коллег однодневный заработок.
Раненые также получат компенсацию в размере по 5 млн. тенге.
Редакция нашей газеты приносит свои извинения за ошибочную подпись к центральному снимку на первой странице вчерашнего номера о том, что на фото -Руслан Кулекбаев. На самом деле на этом снимке - совершенно другой человек, имя которого мы, увы, не знаем.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть