3592

Валютные качели летят, летят, летят...

Если верить председателю Национального банка Данияру АКИШЕВУ, то курс тенге не зависит ни от казахстанцев, ни от правительства. Есть всего два фактора, влияющих на самочувствие нашей национальной валюты, это соотношение пары рубль - доллар и стоимость двухсотлитровой бочки нефти. “Если цены на нефть снизятся ниже 35 долларов за баррель, курс рубля превысит 70 рублей за доллар, то курс тенге будет скорректирован”, - это было сказано на специальной пресс-конференции, которую устроил НБ на следующий день после вызова на корректировку курса в Акорду.

Интересно, что за последние месяцы ни один из двух факторов не выскакивал за рамки, обозначенные Акишевым, но это не мешало тенге обесцениваться до даты разъяснительной пресс-конференции, проведенной по поручению президента. Это наталкивает на мысль о существовании еще каких-то причин, заставляющих скакать родную валюту.
Кстати, финансовый обозреватель Тулеген АСКАРОВ догадывается о наличии одной из них. По его мнению, Нацбанк имел желание и возможности немного удружить правительству. Дело в том, что в сентябре в парламент должен поступить проект бюджета на следующий год.
Напомним, в этом году у нас бюджет сверстан из расчета 360 тенге за доллар. Этот курс может сохраниться и в следующем году. Но может и не сохраниться. Кабинету министров же рассчитывать доходную часть по 360 довольно рискованно. А вдруг в силу объективных или субъективных причин (в России идут разговоры о необходимости ослабления руб­ля путем печатания денег) тенге просядет больше? Тогда кому-то придется отвечать за невыплаченные пенсии и зарплаты бюджетников, реализацию подвисших госпрограмм.
- По-моему, Нацбанк в этот раз плавно будет выводить девальвацию, но в сентябре ему надо все закончить! Для народа разница между 360 и 400 будет малозаметной. Ведь это всего около 11 процентов. Но у бюджета появятся дополнительные средства, - допускает Аскаров.
Тем не менее девальвация, которую уже на прошлой неделе ждало все общество, пока не состоялась. Но на долларовых качелях кто-то, скорее всего, немного заработал (за месяц доллар колебался в пределах 16 тенге). Возможно, что это еще одна причина? Да и сегодня после некоторого укрепления нац­валюты мы к доллару по 400 на 10 тенге ближе, чем ровно месяц назад (по курсу Нацбанка - 338,46).
В случае если бы девальвация состоялась, то, наверное, наши банки второго уровня аплодировали бы стоя - это уже третья не акишевская причина.
Дело в том, что вкладчикам, имевшим депозиты до миллиона тенге и не забиравшим деньги с 18 августа прошлого года, должны начислить компенсацию по курсу на 30 сентября 2016-го за счет средств Нацбанка. Ей обрадуются не только простые вкладчики, но и банки, в которых размещены депозиты.
Ну а в целом доктор делового администрирования Ерлан ИБРАГИМ считает, что доллар даже по 400 тенге уже не отражает нынешнюю экономическую ситуацию. Эксперт не допускает, что сейчас кто-то решится уронить национальную валюту на 100%, как в прошлом году, но доллары по 380 мы уже видели и как-то это пережили:
- Каждая семья в кризисные времена сразу же пересматривает расходы. Правительство расходную часть бюджета почти не трогает, а постоянно пытается покрыть дефицит за счет обесценивания нацвалюты. Причем иногда это делается на эмоциях.
По мнению эксперта, у нас в отличие от той же России управление валютным курсом вообще непредсказуемо. Политика Нацбанка непонятна. На фоне прогнозов по тому, что нефть вряд ли опустится ниже 40 долларов за баррель, начинаются какие-то метания.
- Правительство словно самоустранилось. Улучшений в экономике не происходит и вряд ли произойдет. Если опять провести финансовое оздоровление за счет курса, то пострадает народ. Ведь почти все, что мы потребляем, - импортное, - называет еще одну причину, влияющую на курс тенге, Ибрагим.
Доктор экономических наук Магбат СПАНОВ (на снимке) говорит, что для предсказуемости и стабильности курса тенге надо менять весь финансово-экономический блок правительства.
- Сейчас правительству нужны креативные экономисты. Пока же самое креативное решение оттуда - это разноцветные носки. Востребованы и другие реформы. Нужны не иностранные, а казахстанские инвесторы. Для этого нужно правосудие, которому все будут доверять. Почему бы не попробовать судебную власть подчинить законодательной для начала? Так что экономическое оздоровление находится не в узкоэкономической плоскости. Ну и следует прекратить тратить деньги на международный имидж страны. Международный имидж зарабатывается уровнем богатства и культуры населения, а не проведением пиар-акций, после которых приходится путем обесценивания национальной валюты добывать финансы на выполнение социальных обязательств перед населением, - называет еще ряд причин, влияющих на тенге, доктор экономических наук.
Так что, выходит, тенге зависит не только от рубля и нефти - но об этом не принято распространяться.

Игорь НЕВОЛИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть