2533

Мы готовы обсуждать любые предложения

Глава комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности не исключает расширение перечня преступлений, карающихся смертной казнью

Проект поправок в несколько законов, ужесточающих наказание за преступления экстремистского и террористического характера, направленный на днях в парламент, встретил в обществе неоднозначный прием. Некоторые эксперты критикуют законопроект за излишнюю строгость, а другие называют его сырым и предлагают вернуть разработчикам. На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен АШИМБАЕВ.

- Говорить, что законопроект сырой, не совсем корректно. Все-таки разработчики - Комитет национальной безопасности с другими госорганами - значительную работу провели и сделали свои предложения по усилению законодательной базы по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Но это только проект, который зашел в парламент и который предстоит доработать. Собственно, этим наша рабочая группа сейчас и занимается - причем при активном участии представителей гражданского общества. Если бы мы были согласны со всеми предлагаемыми изменениями, то вы бы просто и не узнали о большинстве проблемных вопросов.
У меня и у всей нашей рабочей группы (куда помимо разработчиков и депутатов входят еще и правозащитники, эксперты, общественники, представители политических партий, не представленных в парламенте) есть понимание того, что проект закона следует доработать. Сейчас звучат важные конструктивные предложения от членов рабочей группы.
- Какие предложения, если не секрет?
- Конечно, не секрет. По мнению большинства наших коллег, в законопроекте нужно усилить нормы, которые касаются превентивных и профилактических мер в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Конечно, запретительные и ограничительные меры нужны. В то же время одними такими мерами особого сдвига не достигнуть. Нужна работа не по следам чрезвычайных событий, а до их возникновения, чтобы как можно реже сталкиваться с проявлениями экстремизма и терроризма. Следовательно, нужно делать упор на идеологическую, информационно-просветительскую работу, нужна и оперативная работа, раз терроризм уже стал реальностью. Все это должно иметь законодательную основу.
Вы ведь обратили внимание, что у нас в стране экстремистами становятся наши же граждане, выросшие рядом с нами в нашем обществе. Значит, мы все, в том числе и силовые структуры, проглядели их. Поэтому основной акцент в противодействии терроризму все-таки надо делать сначала на профилактике, уже потом только на пресечении и наказании.
Второе направление - это участие гражданского общества в противостоянии терроризму и экстремизму. Мне кажется, эта часть проекта требует доработки, так как борьба с терроризмом и экстремизмом - задача не только силовых органов. В эту работу должны вовлекаться общественность, НПО, СМИ. По некоторым направлениям они могут быть гораздо эффективнее, чем чиновники.
- Готово ли общество взять на себя такие функции?
- Думаю, да. Даже участие в рабочей группе всем известных представителей гражданского общества, таких как Евгений ЖОВТИС, Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, Зауреш БАТТАЛОВА, Досым САТПАЕВ и многие другие, говорит о готовности гражданского общества не только нести ответственность за качество законопроекта, но и бороться с терроризмом и экстремизмом.
Мы попросили их подготовить свои предложения. На следующей неделе ожидаем конкретных, на рабочей группе предметно их обсудим.
- Проект готовили силовики, которым в своей работе всегда проще запрещать и ограничивать. В обществе идет недовольство тем, что поднимается тема запрета еще некоторых видов охотничьего оружия, регулировка Интернета. Не получится ли так, что этот законопроект будет направлен главным образом против добропорядочных граждан, а не против потенциальных экстремистов, готовых вступить на тропу войны с обществом?
- Здесь есть четкая позиция депутатов. Законопроект должен быть направлен на обеспечение безопасности наших граждан, а не на создание для них дополнительных проблем. Эти поправки должны защищать казахстанцев, а не усложнять им жизнь.
Вместе с тем определенное усиление контроля необходимо. В этом ни у кого не должно быть сомнений. В частности, после актюбинских событий стало очевидно, что необходимо усилить контроль за оборотом оружия: повысить требования безопасности к оружейным магазинам; усилить ответственность охранных предприятий, которые обеспечивают их безопасность; ужесточить требования к собственникам фирм, которые занимаются этим бизнесом.
Кроме того, можно поддержать вполне оправданные предложения разработчиков об усилении наказания за наемничество, террористические преступления, за участие в боевых действиях в составе незаконных формирований за рубежом.
- То есть ужесточение ответственности коснется не только террористов, но и тех, кто поехал воевать в Сирию, на Донбасс, другие горячие точки?
- В целом вы знаете, что по нашему законодательству участие в вооруженных конфликтах за рубежом в качестве наемника и так является уголовно наказуемым деянием. Но судя по тому, что наши граждане все-таки оказываются в зонах военных действий в чужих странах, действующее законодательство может быть недостаточно жестким в этом отношении. Сейчас мы еще раз возвращаемся к этим статьям. Есть и другие правонарушения, за которые следует ужесточить ответственность, - организация террористических или экстремистских групп, их финансирование, пропаганда терроризма.
- Маулен Сагатханович, под усилением ответственности подразумевается увеличение сроков лишения свободы или еще какие-то меры? Сейчас, например, звучат предложения конфискации имущества у семей осужденных за терроризм.
- Сейчас обсуждается возможность увеличения сроков наказания за такого рода преступления. Что касается конфискации имущества: в правовом государстве не может быть наказания не причастных к правонарушениям граждан. Если семья не оказывала помощи осужденному за терроризм, то ее не за что наказывать. Конфискации может подлежать только имущество гражданина, признанного судом виновным в осуществлении террористического акта или его подготовке, финансировании.
- Идут разговоры о том, что в связи с участившимися террористическими вылазками может быть отменен мораторий на смертную казнь для лиц, участвующих в террористической деятельности. Обсуждается ли этот вопрос в рабочей группе?
- На сегодняшний день вопрос о расширении списка статей, по которым будет предусмотрена высшая мера наказания, не рассматривается. И предложения по отмене моратория не вносились. Напомню, что смертная казнь по ряду преступлений против общества, к которым относится и терроризм, предусмотрена и действующим законодательством. Но с 2004 года глава государства ввел мораторий на приведение в исполнение приговоров к высшей мере наказания. Также напомню: мораторий является бессрочным, с оговоркой, что его действие может быть прекращено.
Сейчас предложения отменить мораторий с разной степенью интенсивности исходят от представителей общественности. Понятно, что во время террористических актов гибли невинные люди и казахстанцы ждали не только адекватного наказания виновных, но и некоего устрашающего фактора для потенциальных экстремистов, чтобы те ясно представляли себе последствия своей деятельности. Но возникает резонный вопрос: станет ли снятие моратория сдерживающим фактором для террористов? Я не хотел бы пока делать каких-либо оценок или прогнозов. Скажу только, что в обсуждаемом законопроекте не расширяется список статей, за которые предусмотрена смертная казнь. Возможно, если на следующих заседаниях рабочей группы вдруг поступит обоснованное предложение о необходимости рассмотрения и такого рода поправок, то будем обсуждать. Готовы выслушать позиции “за” и “против”. Пока же так вопрос не стоит.
- Но если такое предложение поступит и будет поддержано большинством членов рабочей группы, то инициатива может оказаться в Уголовном кодексе?
- Это очень чувствительный, непростой во всех отношениях вопрос, ведь есть еще и понимание несовершенства системы правосудия. Обсуждая вопросы смерт­ной казни, мы снова уходим в сторону наказания за совершенные преступления. Акцент же, на мой взгляд, нужно перенести на предупреждение экстремизма и терроризма. Но в целом давайте посмотрим, как будут разворачиваться дискуссии на заседаниях рабочей группы и какие предложения поступят со стороны представителей общественности. Этот вопрос можно будет комментировать только по окончательным итогам деятельности нашей рабочей группы, когда мы будем готовы внести этот законопроект на рассмотрение пленарного заседания мажилиса.
- На этой неделе стало известно, что силовикам будет дополнительно выделено 70 миллиардов тенге. Не получится ли так, что эти деньги будут истрачены с такой же эффективностью для общественной безопасности, с которой сейчас в Алмалинском РОВД Алматы возводится глухой забор для охраны самих себя?
- Действительно, депутаты сейчас рассматривают дополнения и изменения в бюджет, в котором предусмотрены и вопросы повышения финансирования правоохранительных органов. Но, насколько мне известно, суммы там на порядок ниже. На каждую дополнительную сумму есть серьезное обоснование именно в плане повышения эффективности работы силовых структур. Необоснованного увеличения бюджета, который не отразится на общественной безопасности, депутаты не пропустят. Сейчас все понимают, что есть сложности в экономике, что приходится экономить, поэтому ни одного неоправданно запрошенного лишнего тенге никто не получит! Мы будем очень внимательно отслеживать, на что конкретно запрашиваются дополнительные средства. Приоритет здесь - обеспечение безопасности казахстанцев.

Подготовил Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНАи с сайта tengrinews.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть