9212

Кто гонит кино?

Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ:  “Было бы хоть одно фото, хоть клочок записки - меня размазали бы по асфальту... Ничего нет!”

Вот уже несколько месяцев министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы не уходит с первых страниц казахстанских СМИ - его обвиняют то в вымогательстве, то в домогательствах. Однако совсем недавно был выявлен главный идеолог нападений на главу ведомства - им оказался актер и режиссер Тунгышбай ДЖАМАНКУЛОВ, подозреваемый в хищении средств, выделенных на съемки фильма “Феникс”. Нетрудно догадаться, что артист просто не хотел отдавать деньги, поэтому и организовал ряд акций против представителя власти. Закончилось же все после вмешательства правоохранительных органов, арестовавших Джаманкулова. Актер признал вину и был отпущен на волю собирать деньги для погашения ущерба, но проблемы Арыстанбека Мухамедиулы на этом не закончились. В эксклюзивном интервью газете “Время” министр рассказал, что боролся с ним не один человек, а вся система.

- Честно говоря, история Тунгышбая Джаманкулова всем изрядно поднадоела: на прошлой неделе он признал вину в хищении средств при съемках фильма “Феникс” и был выпущен под залог, чтобы собрать нужную сумму для погашения ущерба. Однако в минувший вторник появилось его видеообращение, где он не особо и раскаивается. Как это расценивать, господин министр?
- Давайте я отвечу так. Газета “Время” - это популярное издание. Вам ведь наверняка присылают много писем, обращений?
- Так и есть.
- Скандал с Джаманкуловым продолжается уже несколько месяцев. Было ли за это время хотя бы одно письмо от деятелей культуры, его учеников, студентов, коллег в защиту Тунгышбая?
- Я его точно не видел. 
- Потому что никто его не защищает! Знаете, очень многие деятели культуры знают мой личный номер. И мне они регулярно звонят - наши мэтры, бывшие коллеги, просто преданные театралы. И ни один из них не сказал: прости Джаманкулову его происки, пусть живет спокойно! Наоборот, он всех коллег против себя настроил. Из-за его непрекращающихся скандалов простые люди стали плохо думать о всей сфере культуры. Это правда. Сейчас прямо говорят: да у вас там сплошные разборки, деньги воруют миллионами. Что делает Джаманкулов? Позавчера он просил прощения, вчера благодарил за то, что выпустили под залог, а сегодня выходит ролик, где он опять обвиняет всех вокруг в своих бедах. Глупо все это! Нужно прояснить, во-первых, что это не я к нему, а он прилетел в Астану, чтобы встретиться со мной. В своем видеообращении он заявляет, будто его заставили прилететь в Астану и потребовали извиниться передо мной. Стоит добавить, что идея о встрече исходила от него. Есть свидетели состоявшейся встречи. Да, признаю, я требовал извиниться, но просил публичных извинений перед народом Казахстана, который он ввел в заблуждение, перед коллективом уникального творческого учебного заведения - Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, где он работает. Также я требовал извиниться перед теми девушками, которых он настроил против меня, не подумав об их судьбе.
Вы говорите, что тема Джаманкулова всем надоела. А представьте, каково деятелям культуры - талантливым, гениальным, честным людям, которые работают в одной сфере. Мне при встрече говорят: вот теперь вы узнали, каково это - столкнуться с Джаманкуловым. Когда он стал директором Театра имени Ауэзова, то уволил всех звезд, чтобы он сам и его окружение играли главные роли. Оставил на улице своего учителя, народного артиста СССР Азербайжана МАМБЕТОВА. Закончилось все так же, как и с “Фениксом”: нашли финансовые нарушения, он попросил прощения и ушел. Выгнали его и из академии Жургенова. Потом я стал ректором, вернул Тунгышбая Джаманкулова, хотя меня покойный Аширбек СЫГАЙ целый час убеждал, что этого не нужно делать.
- Как вы думаете, за выступлениями режиссера Талгада ЖАНИБЕКОВА, выпускницы Жургеневки Енлик СЫДЫКОВОЙ и другими обвинениями в ваш адрес стоит один Джаманкулов?
- Нет, конечно! И я бы поставил вопрос иначе - эта ситуация обнажила множество проблем всей киноиндустрии. Как вы знаете, сейчас обсуждается закон о кино. И мы понимаем, что должны в корне поменять подход к кинопроизводству, в том числе в вопросах финансировании. Главная беда современного казахстанского кино - полное отсутствие ответственности. Есть добросовестные кинодеятели, но есть и те, кто получает сотни миллионов, иногда даже миллиарды тенге, но при этом не берут на себя никаких обязательств. Их задача - просто снять хоть что-то. Они не отвечают за качество, не отвечают за сборы. “Фениксу” одобрили финансирование в размере 3,5 миллиона долларов. Сценарий кто-нибудь читал? Фантастическая картина о гибели Земли, которую предотвратят казахстанские ученые! Кто собирался снимать? Режиссер, у которого за плечами один весьма сомнительный по качеству проект “Джокер”. И вот он пришел с улицы и сказал: давайте я сниму вам “Армагеддон” в Курчатове. Ему сказали: а давай, и выписали 3,5 миллиона долларов. Хорошо хоть выдали не всю сумму сразу. При этом известные режиссеры по 2-3 года стоят в очереди, чтобы получить какое-то финансирование. Спросите у Ермека ТУРСУНОВА, Ардака АМИРКУЛОВА и других.
- Ермек Турсунов, кстати, не отрицает, что вы с ним друзья.
- И я горжусь дружбой! Но! Я более 2,5 лет министром работаю, но он деньги на свой фильм у меня не просил! Его сценарий только утвердили. Хотите другой пример? Тимур БЕКМАМБЕТОВ сейчас предлагает сотрудничество по нескольким проектам, один из которых посвящен космонавту ЛЕОНОВУ. Съемки на космодроме Байконур, много сцен про Казах­стан. Знаете, сколько он просит денег?
- Меньше “Феникса”?
- Миллион долларов! Мы с Тимуром регулярно общаемся, он сам признает: за государственные деньги снимать тяжелее, лучше делать независимое кино. Сейчас есть возможность сотрудничать, мы это обсуждаем. И Бекмамбетов не просит полностью оплатить все его труды, он предлагает софинансирование. А тут появляется начинающий режиссер, ему выделяют безумные деньги, и всех это устраивает. Первый транш перечисляют фирме Джаманкулова, хотя он не кинопродюсер, а театральный режиссер, актер. И со стороны “Казахфильма” нет никакого контроля, получается. Опять же, финансирование идет по линии национального кино, то есть на бумаге этот проект нужен обществу, нам с вами. Но там даже сценарий странный - космос. Земля остановилась, всех надо спасать, какие-то мифические ученые летят на ракете куда-то. Я не понимаю: у нас совсем нет настоящих героев, чтобы выдумывать сказочных? Да жизнь сама пишет самые лучшие сценарии! Полицейский спас детей из горящего дома. Летчик посадил самолет без шасси. Почему американцы снимают о том, что у них самолет сел в заливе Гудзон, а у нас никто за такое кино не берется? 
- Может быть, это слишком дорого? Государство столько денег не даст...
- Не дороже, чем любое другое кино. Кстати, в нашей концепции киноиндустрии большое внимание уделяется использованию мирового опыта для продвижения киноиндустрии на международный рынок с учетом интересов нашей ментальности. Глубоко изучили опыт ведущих стран, таких как США, Франция, Россия, Китай, Новая Зеландия. Через совместные кинопродукты нам необходимо выйти на международный рынок. Далее уже можем самостоятельно показывать свои достижения. Кино - вид искусства, который дает возможность шире узнать духовные богатства страны, его традиции и достижения. К примеру, фильм “28 панфиловцев”. Мы приняли участие в софинансировании только где-то 1/5 части общего бюджета. Но фильм-то о героизме панфиловцев, которых призывали в армию в Алма-Ате! О дружбе народов, о преданности друг другу. Сейчас фильм выходит в мировой прокат. Вложив в картину менее 500 тысяч долларов, мы сможем показать миру героизм казахстанцев.
Снимается фильм “Песня Амре” (о певце Амре КАШАУБАЕВЕ) при содействии американской компании. Совместно с Китаем делаем фильм о жизни китайского композитора Си-Синхай в Казахстане. Нам необходимо пробиться на огромный китайский кинорынок. И это будет первый шаг. Сценарий очень интересный. Весь мир перешел на совместное производство в области кино. 
Сейчас государство берет на себя 100-процентное финансирование фильма, и это большая ошибка. Когда деньги уже на счетах, режиссеру и продюсеру не надо ничего делать - сдай готовый продукт и отдыхай. Их не интересует реклама, продвижение ленты, сборы. Это самая главная наша проблема - наши режиссеры фильмы снимают не для зрителя, а для себя. Мы в законе о кино предлагаем прописать обязательное софинансирование проектов. Государство может дать от 10 до 70 процентов бюджета, остальное создатели должны найти сами. Конечно, есть исключения. Сейчас выделяются деньги на фильм “Девушка и море” о людях с ограниченными возможностями - это идея Аружан САИН. Конечно, мы идем навстречу, тем более там бюджет небольшой. 
- Думаю, многие режиссеры на вас обидятся, когда прочтут эти слова.
- Не хочу никого обижать! Добросовестных режиссеров у нас много. Возьмите для примера Ахана САТАЕВА. Он не так давно представил свою новую работу “Дорога к матери”. Деньги ему выделило государство, но он действительно снял шикарную картину. Вы знаете, что “Дорога к матери” уже пошла на третий круг проката? И везде полные залы! И вот возникла интересная ситуация: параллельно с “Дорогой к матери” в прокат вышел другой фильм Сатаева - “Районы”. Совершенно другой жанр, другая аудитория. Но эту картину Ахан Сатаев снимал сам, без государственных денег. Он даже и не просил его поддержать, хотя мы неоднократно встречались, много общались. Более того, у нас готовится новый совместный исторический проект, то есть мы находимся в постоянном контакте. Но почему-то Сатаев не пытается воспользоваться служебным положением, чтобы выбить немного денег для своего кино. А то у нас почему-то за государственный счет снимают то, что зрителю не интересно. 
- А для чего тогда такое кино нужно? 
- Чтобы показать внутренний мир режиссера. Но при этом Ахан Сатаев снимает его за свой счет. Ермек Турсунов находит спонсоров на свои личные проекты. Нуртас АДАМБАЙ ни копейки не попросил ни на одну свою работу. Аскар БИСЕМБИН уже снял “Адель”, “Свадьбу на троих”. Причем без помощи “Казахфильма”! Обратите внимание: когда режиссер и продюсер заинтересованы в хороших сборах, они снимают интересные, популярные картины. А арт-хаус - для маленьких фестивалей. Снимут, отправят в небольшой городок, получат там статуэтку и гордятся: вот мой вклад в индустрию мирового кино! Конечно, когда речь идет об исторических лентах, биографиях известных личностей - вопросов нет, мы обязаны это финансировать. Меня известные спортсмены спрашивают, где фильмы о спорте, о легендарных чемпионах? А что мне ответить? Деньги ушли на фантастический блокбастер о космосе! И не надо быть особо одаренным, чтобы понять, где хотят снимать, а где иные помыслы.
- Второй вариант - это “Фе­никс”?
- Вы сами говорите, что тема надоела, но к ней возвращаетесь. Да, “Феникс” - это как раз тот случай. Фильму перечислили 80 миллионов и 69 миллионов тут же обналичили! Как правило, на первом этапе режиссеры вкладывают свои деньги, чтобы показать свое желание, свое рвение снимать. Тут же совершенно обратный случай. Не смогли отчитаться о расходах, начали международные махинации. Как вы знаете, создали российскую компанию “Альдамис Рус”, зарегистрировали ее на каком-то складе, прикрывались американской компанией “Альдамис Интертайн­мент”. Показываем письмо посла США в Казахстане, где отвечают: “Не могли установить связь между “Альдамис Рус” и “Альдамис Интертайнмент”. Есть письмо посла в США, где пишут о приостановлении деятельности компании “Альдамис Интертайнмент”. Присылают на запрос “Казахфильма” ответ со сканированной подписью якобы руководителя, оригинал не дают. И как могут дать, если деятельность компании была приостановлена? Жанибеков и Джаманкулов везде твердят о международном проекте, нагло введя общество в заблуждение. И шантажом, обращением в суды хотели, чтобы я дал разрешение на перечисление 3 миллионов долларов в российскую компанию-однодневку. И представьте, что в течение года мне пришлось выдержать всю эту грязь. Я все знаю, что они делали. Как в академии студенткам говорили: выступи против министра, поддержи Енлик и так далее. Я вам скажу честно: было бы хотя бы одно фото, где я сижу за одним столом с незнакомой девушкой, хотя бы клочок записки Джаманкулову, в которой я прошу деньги, меня бы размазали по асфальту. Абсолютно ничего нет на меня. Последние “разоблачители” вообще уже появляются с закрытыми лицами, имен не называют, обе­щают какую-то запись прислать… Ну это уже даже не смешно. 
- Есть ли другие проекты у “Казахфильма”, где ситуация такая же, как и у “Феникса”? Проще говоря, деньги потрачены, но ничего не снято.
- Я считаю, что даже одного примера достаточно, чтобы все поняли - так поступать нельзя, ребята! И сейчас для меня самое главное - разработать и принять закон о кино. Не скажу, что он на 100 процентов спасет нас от мошенников, но мы хотя бы пропишем механизмы защиты от них! Сейчас ситуация такая: мы все взвалили на “Казахфильм”. Он сам берет госзаказ, сам участвует в производстве фильма, сам отвечает за прокат, сам хранит картину в архиве. Поэтому наши предложения касаются в первую очередь изменения структуры производства кино. Возьмем для примера “Мосфильм”. Я неоднократно эту тему обсуждал с Кареном ШАХНАЗАРОВЫМ, главой киностудии. Он вспоминает, как пришел на “Мосфильм” - предприятие в долгах, проектов нет. А что сейчас? Очередь на павильоны! Рабочие места, налоги, прибыль такая, что на эти деньги снимают свои фильмы! И все это - без дотаций! Поэтому мы сейчас предлагаем, чтобы деньги на производство кино выдавал специальный фонд - так, например, построена работа в России, Франции, Корее и многих странах. Во Франции в Фонд поддержки кино поступают деньги от проката кино, DVD, интернет-кинопродаж и так далее. И там уже будут более объективно рассматривать, кому давать деньги, а кому отказывать. 3,5 миллиона долларов человек с улицы уже не получит. Есть признанные мастера, есть важные национальные проекты. Кроме того, мы сейчас активно участвуем в совместных проектах - например, готовится к выходу картина “28 панфиловцев”. Знаете, я очень благодарен своему российскому коллеге Владимиру МЕДИНСКОМУ (министр культуры РФ. - М. К.). Мы сейчас сотрудничаем по многим направлениям, но этот проект стоит особняком. И вы сами видите, что последние премьеры демонстрируют рост качества картин. “Құнанбай”, “Дорога к матери”, “Аманат”, “Так сложились звезды”, анимация “Қазақ елі” и другие новинки казахстанцы уже оценили и охотно на эти картины ходили. Потому что режиссеры снимают не для себя, а для зрителя! Кстати, работа авторского коллектива полнометражного художественного фильма “Құнанбай” в 2016 году выдвинута на Государственную премию Республики Казахстан в области литературы и искусства. И комиссия по присуждению Государственной премии поддержала кандидатуру. За период независимости вот уже 24 года ни один фильм не удостаивался госпремии. 16 декабря выходит в прокат “Қазақ елі”, уникальный и полезный фильм. Также стоит отметить, что впервые анимационный фильм “Керей-Жəнібек” участвует в конкурсе в Испании. Это прорыв нашего анимационного фильма на престижный международный конкурс. 
- С другой стороны, иногда возникает ощущение, что зрителю нужны “Рэкетир”, “Районы”, “Тараз”. Если государство начнет финансировать кино о бандитах, ворах в законе, разборках между молодежными бандами, то возникнет ощущение, что именно таких граждан оно мечтает воспитать.
- А вы уже посмотрели “Районы”?
- Нет, а вы?
- А я посмотрел. Шикарное кино! Я тоже сначала был настроен скептически: Алма-Ата, разделенная на молодежные районы, массовые драки… Ну что тут нового можно показать? Тем более я сам жил на Абая - Ауэзова, наш район называл “Биробиджан”, помню все эти разборки. Неужели Ахан Сатаев ударился в ностальгию? Но, как оказалось, картина с точки зрения идеологии просто идеальна. Она дает правильный посыл молодежи, а не провоцирует ее объединяться в группировки и бить других. Я не согласен, что кино для массового зрителя обязательно криминал или глупая комедия. Аскар Бисембин снял “Адель” - это тонкая работа, где очень глубоко показаны эмоции молодых ребят. Не надо думать, что госзаказ - это обязательно историческая драма. Надо снимать хорошее кино со смыслом - так бы я сформулировал задачу. И у такого кино должна быть духовная функция. 
- Если кратко резюмировать нашу беседу, то вы начали наводить порядок в системе, а система начала с вами бороться.
- И рад, что не сломался, выдержал все эти испытания. Хотя не скрою - мне жаль, что общество оценивало это противостояние с точки зрения эмоций, а не фактов. Как рассуждают люди? Если чиновника обвинили в вымогательстве, то это правда. Но ведь факты говорят об обратном! А знаете, сколько раз мне советовали остановиться, дать деньги этому “Фениксу” и обо всем забыть? Фактически мне предлагали откупиться от проблем за государственный счет. Но сегодня я проявлю слабость, завтра аким одной из областей даст таким же крикунам тендер, и пойдет по накатанной - власть прогнется под шантажистами и мошенниками. 
- Если бы год назад вам сказали, что попытка навести порядок приведет к такому скандалу, вы бы дали “Фениксу” деньги? 
- Я знал, что будет скандал, поскольку хорошо знаком с Джаманкуловым. Но я не предполагал, что будут использованы такие грязные методы - обвинения в домогательствах, девушки-студентки. Я думал, все ограничится судебными процессами, максимум - парой интервью режиссера и продюсера. Видимо, недооценил их потенциал. 
- Пожалуй, последний вопрос. Понятно, что борьба за чистоту в киноиндустрии только начинается, но все же хочется понять: когда зритель почувствует позитивный эффект? Проще говоря, когда начнется резкий подъем отечественной киноиндустрии, чтобы каждая премьера становилась событием, которое обсуждает вся страна?
- Сразу после того, как будет принят закон о кино, - смеется Арыстанбек Мухамедиулы. - Если серьезно, то у нас перед глазами есть пример России. Закон о кино там могли принять еще в 1996 году. В результате после принятия этого важного документа вся киноиндустрия России смогла встать на ноги. Я объясняю на примере наших соседей, потому что это самый наглядный случай. Хотя аналогичная ситуация во Франции, Корее, Китае. В их законах указано, кто несет ответственность за результат. Создана уникальная ситуация - государство внимательно следит за расходованием средств во всех сферах - образовании, здравоохранении, строительстве дорог и так далее. Мы же хотим прописать в области кино ответственность всех задействованных в этой сфере - вплоть до министра. И вот тогда “Фениксам” подрежут крылья, а деньги будут получать настоящие режиссеры, а не “Джокеры”.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

 

Поделиться
Класснуть