6676

Каирбек Сулейменов: Меня это дико удивляет!..

Единый дистрибьютор по закупу медпрепаратов в Казахстане компания “СК-Фармация”, которая еще в июле стала объектом пристального внимания со стороны антикоррупционного ведомства, вновь оказалась “на высоте”. На этот раз о ней и ее непрозрачности говорили на заседании совета по противодействию коррупции и теневой экономике Нацпалаты предпринимателей “Атамекен”. Говорили не за спиной руководства компании, а открыто - в лицо.

- Вы как государство в государстве! Пользуетесь тем, что у вас есть определенные свободы и привилегии. Но я вас уверяю: поездки по регионам показывают, как предприниматели недовольны вашей деятельностью. К вам накопилась уйма вопросов и претензий, на которые уже обратил внимание сам премьер-министр страны. Поэтому если существующая система на рынке лекарств кого-то сильно удовлетворяет, то, уверяю вас, в скором времени с этим будет покончено, - заявил представителям компании “СК-Фармация” председатель совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП “Атамекен” Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ (на снимке).
Свое недовольство деятельностью фармкомпании высказала и депутат мажилиса Меруерт КАЗБЕКОВА:
- Когда мы создавали “Самрук-Казына Контракт”, была поставлена задача обеспечить казсодержание на уровне 50 процентов. Тем не менее мы видим сегодня, что все фармзаводы, которые созданы в Казахстане, находятся на грани разорения или замешаны в каких-то скандалах.
Председатель правления ТОО “СК-Фармация” Нуржан АЛИБАЕВ с нападками в адрес компании не согласился, заявив, что компания всегда идет навстречу отечественному производителю:
- Из закупленных на 2017 год 896 наименований лекарств 462 - отечественного производства, поэтому говорить здесь, что мы не помогаем нашим производителям, совершенно неправомерно.
Однако эти заверения никак не вяжутся с выступлением другого спикера - представителя ТОО “НУР-МАЙ-ФАРМАЦИЯ” Газиза ШАХАНОВА. По его словам, в Алматы, Астане и Акмолинской области даже простые медпрепараты, такие как растворы натрия хлорида и глюкозы, больницы закупают самостоятельно.
- Хотя в остальных областях это централизуется на уровне управления здравоохранения. Когда идет речь о небольших закупках для этих поликлиник и больниц, то они закупают методом ценовых предложений. Приглашают те компании, с которыми заранее договорились об определенных вещах. Нас, отечественных производителей, не приглашают. Мы официально всем рассылали письмо, что мы являемся отечественным производителем, пожалуйста, приглашайте нас на закуп. Мы не просили закупать, а пригласить на закуп. К сожалению, более чем из 50 поликлиник и больниц мы были приглашены только на 6-7 закупов. Остальные, когда мы приходим к ним, говорят: “Извините, мы уже закупили”, хотя приглашение нам не высылали, - пожаловался Шаханов.
Выступление другого члена совета по противодействию коррупции и теневой экономике мажилисмена Ивана КЛИМЕНКО полностью подтвердило правоту претензий Шаханова:
- В соответствии с законом закупки лекарственных средств в рамках оказания государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) относятся к компетенции местных исполнительных органов, в связи с чем управления здравоохранения Южно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей производят их в централизованном порядке. Однако в Акмолинской, Костанайской областях, городах Алматы и Астане функции местных исполнительных органов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения делегированы учреждениям, оказывающим медпомощь - больницам и поликлиникам, что делает процесс закупок менее прозрачным. Пробелы в действующем порядке формирования и регистрации цен на лекарства и медтехнику позволяют создавать барьеры по доступу предпринимателей для участия в закупках.
Депутат также отметил, что в системе закупок лекарственных средств и изделий медицинского оборудования до сих пор практикуется нотариальное оформление значительной части документов, вносимых в рамках конкурсной документации, чего уже не требуется при проведении госзакупок.
- Иными словами, сегодня правилами даже не предусмотрен электронный формат закупок. Кроме того, мы не видим на веб-портале хоть какого-нибудь отчета о проведенных госзакупках, где бы обосновывались выбор поставщика и сама цена продукта. На мой взгляд, это позволяет создавать барьеры по доступу предпринимателей для участия в закупках. А отсутствие справедливой стоимости на медицинские услуги делает невозможным развитие государственно-частного партнерства в этом секторе, - полагает Клименко.

Аналогичной точки зрения придерживается председатель совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП “Атамекен” Каирбек Сулейменов.
- Меня дико удивляет, что проводимая последние годы государственная политика по совершенствованию процесса закупок товаров из средств госбюджета и, самое главное, по их защите от коррупционных рисков практически не коснулась системы закупа лекарственных средств в Казахстане, - с сожалением констатировал он.
Сулейменов напомнил, что государственные расходы на лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП ежегодно увеличиваются и с 2009 по 2016 год выросли с 55 до 160 млрд. тенге.
Однако вместе с ростом финансирования растет и количество коррупционных преступлений в сфере здравоохранения.
- В 2016 году в три раза увеличились коррупционные деяния. Хорошо что по томо­графам мы поднимали вопрос - сейчас уже прокуратура выявила, что на 320 млн. тенге была завышена закупка, - заметила депутат Казбекова.
Между тем заместитель генерального прокурора Андрей КРАВЧЕНКО сообщил, что надзорное ведомство нашло решение, как противодействовать коррупции в сфере здравоохранения.
- Разумеется, в ходе своей деятельности мы выявляем коррупционные факторы, принимаем возможные меры по их устранению. Однако мы предлагаем наконец предусмотреть в Административном кодексе отдельную статью за нарушение закупок в сфере здравоохранения, в том числе коррупционного закупа услуг логистики, - пояснил Кравченко.
Не обошли стороной участники совета и другой немаловажный вопрос: “СК-Фармация” рассчитывается с отечественными фармкомпаниями почему-то не сразу, а по истечении семи месяцев. Естественно, никакой пред­оплаты при этом не производится. Хотя, как сообщил президент ассоциации производителей фармацевтической и медицинской продукции “ФармМед­Индустрия Казахстана” Серик СУЛТАНОВ, вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ обещал добиться хотя бы 30-процентной предоплаты по закупаемым лекарственным препаратам.
- Мы готовы производить предоплату хоть на 30, хоть на 50 процентов, если нас в этом году, не ожидая 2017 года, капитализирует государство через бюджет, выдвинул встречное условие управляющий директор “СК-Фармация” Серикбол МУСИНОВ.
Завершая заседание совета, Каирбек Сулейменов предупредил людей, “держащих” медицинский рынок в стране, что их наработанные схемы, которые уже много лет приносят многомиллионные прибыли, скоро будут сломлены под натиском предпринимательской критики.
А пока в верхах еще не прижали к ногтю монополистов, на базе Национальной палаты предпринимателей предложили создать базу данных всех лекарственных закупок по стране.

Арсен НУРТАЗИН, Астана

Поделиться
Класснуть