2986

Не всё измеряется деньгами

Исполнился год с того момента, как президент страны подписал закон “Об общественных советах”, а уже 25 марта 2016 года в Алматы был сформирован первый общественный городской совет в составе 37 человек - из представителей НПО, местных исполнительных органов, депутатов маслихата, активистов, политологов и известных горожан. Какова результативность общественного совета, нужна ли эта структура обществу? Об этом наш корреспондент побеседовал с одним из членов общественного совета Алматы Маратом ШИБУТОВЫМ (на снимке).

- С момента вашего избрания в общественный совет прошло восемь месяцев - срок более чем достаточный для того, чтобы оценить его работу. Насколько полезны общественные советы? И чем вы отличаетесь от маслихатов?
- Маслихат состоит из людей, которые победили на выборах. Они представляют какую-то часть общества, к примеру определенной партии, и их роль - это выработка предложений по улучшению законодательства, а также контроль за местным бюджетом.
Общественные же советы - это консультативный орган, состоящий не из политиков, а, по сути дела, из экспертов, которые могут помочь обществу и власти прийти к какому-то определенному консенсусу по тому или иному вопросу. Грубо говоря, общественный совет - это консультанты, которые советуют, как лучше поступить.
Конечно, депутат маслихата может быть членом общественного совета. Кстати, в Алматинском совете три маслихатовца, их задача - связь и координация с местными представительными органами, постановления которых мы экспертизируем и даем им свою оценку.
Кстати, есть еще одна разница между маслихатом и общественным советом. К депутатам избиратели могут обращаться за решением каких-то своих конкретных проблем, в общественный же совет можно обращаться только по тем вопросам, которые касаются всего региона в целом. У нас и масштаб проблем, с которыми мы работаем, гораздо больший.
- Так как вы оцениваете результативность своей работы и общественного совета Алматы в целом?
- Не могу сказать, что полностью удовлетворен своей деятельностью на этом поприще, равно как и работой всего общественного совета. Естественно, у нас есть огрехи. Но и достижения тоже есть.
Во-первых, мы улучшили понимание акиматов, что с бюджетами надо работать иначе: надо показывать, разъяснять и объяснять населению порядок формирования местной казны, его доходной и расходной частей. При этом мы давали свои рекомендации при формировании городского бюджета на этот год и на следующий, в которых четко указывали, что именно нужно нашим горожанам.
Во-вторых, мы провели ряд общественных обсуждений - по терроризму, пассажирским картам “Оњай!”, по КСК и другим темам. Одними из последних таких обсуждений стали вопросы работы и развития Алматинского аэропорта.
Кстати, на этих общественных слушаниях могут высказываться не только члены общественного совета, но и любой присутствующий на них. Но мы в своих рекомендациях учитываем мнение всего общества, а не отдельных горлопанов или популистов.
- И что волнует алматинцев? На что они жалуются?
- Всегда есть недовольные. Людей волнует санитарное состояние города, состояние дорог, очистка улиц... Мы, кстати, на всех общественных слушаниях с участием районных акимов говорили о том, что необходимо уделить внимание тротуарам. И вы видите, что в этом году во многих районах города был проведен их ремонт. То есть наши рекомендации выполняются. Конечно, не все и не во всех районах. Но мы в конце года проведем проверку и посмотрим, что было сделано, а что нет. И потом уже будем разбираться с отдельными районными акиматами.
- У меня сложилось впечатление, что в стране работает только один общественный совет - в Алматы. Вы в курсе, чем занимаются ваши коллеги из других регионов?
- У нас в стране действует 226 общественных советов. Не надо забывать, что кроме региональных советов аналогичные структуры созданы при министерствах, и на них возложено гораздо больше обязанностей, у них гораздо больше прав и ответственности, чем у нас. Я бы сказал - на порядок больше. Сравнительного анализа, конечно, нет, но этим занимаются сейчас несколько структур, в том числе НПО, научно-исследовательские институты и рабочая группа мажилиса. И мы по итогам работы за этот год будем вносить предложения и поправки в законодательство, чтобы повысить эффективность общественных советов.
Что касается вашего впечатления, то оно складывается из-за того, что СМИ практически не освещают работу общественных советов. К примеру, 2 ноября мы провели заседание по терроризму, на котором присутствовали руководители всех структур - по ЧС, ДВД, управления по делам религий и так далее. Обсуждение длилось три часа. Но в итоге СМИ дали всего два-три абзаца, переписанных с пресс-релиза, хотя прозвучало много интересного по поводу готовности города к террористическим угрозам. Вся проблема в том, что у нас сейчас пресс-релизная журналистика: что напишут в пресс-релизе, то и является новостью.
- Вы упомянули, что собираетесь изменить законодательство. А что конкретно не устраивает в работе общественных советов?
- Мы должны усилить свою внутреннюю дисциплину. Есть в составе нашего совета люди, которые пропускают заседания, не ходят - одним словом, филонят. Лучше от них избавиться и пригласить тех, кто работает. Но мы сейчас это сделать не можем, потому что согласно действующему закону человек избирается в общественный совет на три года и его нельзя освободить от этой должности.
Нужно также решить административные вопросы. Как вы знаете, мы не получаем зарплату за эту работу, но несем при этом определенные расходы. Мы даже удостоверения себе изготавливали за собственный счет.
Кроме того, нужно усилить контроль за выполнением наших рекомендаций и улучшить взаимодействие с госорганами, в том числе с мажилисом, сенатом и общественными советами министерств.
- А нет ли связи между тем, что вам не платят зарплату, и тем, что некоторые члены общественного совета, как вы говорите, филонят?
- Разумеется, есть. Но я считаю, что деньги за эту общественную работу платить нельзя. Это моя принципиальная позиция. Потому что если начнут платить за это деньги, то в общественном совете со временем будут сидеть люди, которые не болеют по-настоящему за город, а сам совет превратится в формальную структуру. Но какой-то маленький бюджет, хотя бы на накладные расходы, нам все же нужен.
- Кстати, как вы лично оцениваете работу акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА и его команды?
- Я вам отвечу так. К нему неоднократно ходили жаловаться на нас, членов общественного горсовета, чиновники разных уровней. Жаловались, что мы очень въедливые, тираним их, заставляем показывать документацию, проверяем их, вынуждаем отчитываться, вопросы задаем каверзные и так далее. Но аким сказал, что он выступает за прозрачность и под­отчетность. Ведь чиновники работают для народа, а не для себя. Поэтому он нас всецело поддерживает.
- А как вы оцениваете его работу с точки зрения простого горожанина?
- Особых претензий к нему пока нет. Отопительный сезон начался вовремя и без эксцессов, тротуары ремонтировали, со школьными учебниками проблем не было. Я считаю, что руководство городом пошло Байбеку на пользу. По-моему, он очень вырос как политик и хозяйственник.
- Не жалеете, что пошли в члены общественного совета?
- Нет, не жалею. Хотя эта работа отнимает у меня до 30 процентов рабочего времени, что сказывается весьма негативно на моих личных доходах. Членство в общественном совете дает, по сути, только две вещи: статус и возможность что-то изменить. Я живу здесь, мои дети будут жить здесь, и я должен что-то сделать, чтобы их жизнь была лучше.
- А статус какой?
- Ну, это вроде как признание твоих заслуг и проявление доверия к тебе со стороны общественности.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото из соцсетей, Алматы

Поделиться
Класснуть