2302

Мы готовы нести бремя ответственности вместе с правительством

С внесением предлагаемых изменений в принципы госуправления и Конституцию парламентарии смогут не только отчитывать министров на пленарках, но и требовать их отставки, а правительство в свою очередь будет самостоятельно решать, сколько средств выделить на ту или иную госпрограмму, конт­ролировать работу не только отраслевых министерств, но и полностью распоряжаться в вопросах деятельности госорганов, не входящих в его состав. О том, зачем нужны эти новшества, в интервью “Времени” рассказала вице-спикер мажилиса, член рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти Гульмира ИСИМБАЕВА (на снимке).

- В обществе сегодня нет недостатка в версиях, почему глава государства принял решение перераспределить полномочия между ветвями власти. На ваш взгляд, в чем причина решения президента?
- Недавно мы подвели итоги развития страны за 25 лет независимости, и сейчас страна начинает второй этап своего поступательного движения вперед. С момента принятия Конституции прошло уже 22 года. Да, в первые годы необходимо было сосредоточение власти в одних руках. Но за два с лишним десятка лет республика изменилась, мир, общество вокруг нас динамично трансформируются, и мы не можем стоять на месте, развиваться по прежним принципам политической системы. За прошедшие годы выстроены все ветви власти, каждая из которых наработала опыт, налажена система взаимодействия, соблюдается принцип сдержек и противовесов. Все это логически подвело нашу страну к необходимости распределения полномочий между представительной и исполнительной ветвями власти.
Сейчас для нас актуально вопросы административного, социально-экономического управления передать на уровень правительства. В то же время повышается роль парламентских партий. Парторганизация, набравшая наибольшее количество голосов избирателей, не только проходит в парламент и доминирует там, но и согласно новым поправкам в Основной закон получает право формировать кабинет министров. Причем если по действующей Конституции правительство слагает полномочия перед президентом, то теперь, с принятием изменений, - перед вновь избранным парламентом. Кроме того, премьер-министр только после консультаций с парламентом будет представлять президенту структуру и состав нового правительства.
Парламентарии будут вправе обратиться к президенту с ходатайством об отставке главы какого-либо центрального ведомства, подотчетного правительству, в случае его слабой работы или невыполнения законов. У депутатов всегда есть соответствующая информация, они могут пригласить министра с отчетом о проводимой работе и сделать для себя определенные выводы.
- На заседаниях комитетов мажилиса с участием членов кабмина от парламентариев часто звучат очень серьезные нарекания к министрам и их заместителям. И что толку? Что изменится с перераспределением полномочий?
- В том-то и дело, что нарекания были и есть, но механизмов влияния на членов правительства у депутатов, кроме рекомендаций по итогам заседаний или “круглых столов”, не было! Кроме того, у депутатов не было четко очерченных функций контроля за исполнением
законов и выполнением гос­программ. Да, направляли депутатские запросы, рекомендации, но дальнейшая работа над ошибками зависела только от личности министра.
Народ часто критикует депутатов: мол, куда они смотрят, ничего не делают... Но ведь мы работаем строго в рамках закона о парламенте и Конституции! Теперь же наши полномочия будут расширены, мы будем не только контролировать, но и спрашивать за неисполнение законов. Вот, к примеру, больным вопросом было - и пока, увы, остается - то, что исполнительная власть зачастую начинает думать о реализации закона, когда он уже принят, хотя это должно происходить на стадии разработки документа. Так произошло с нормой о временной регистрации граждан. Так, к слову, может произойти с законом о местном самоуправлении, если Минфин, Министерство нацэкономики, МВД, Минсельхоз и Министерство информации и коммуникаций заблаговременно не подготовят информационные системы и акимов для передачи госбюджета на четвертый уровень.
Так вот, в новых условиях парламент, одобряя законопроекты, разработанные правительством, будет разделять с ним ответственность. Если, например, после утверждения какой-либо гос­программы где-то не проведут водопровод, не достроят школу, то парламент будет отвечать за это вместе с членами правительства.
- Министры, понятно, могут лишиться своего кресла. А как же парламентарии будут отвечать за неисполнение законов или срывы госпрограмм?
- Ответственность парламента будет выражаться в том, что он должен будет заставить правительство принять меры, чтобы законы работали, госпрограммы реализовывались, а население реально чувствовало от них отдачу. Расширение полномочий - это дополнительная ответственность.
- Правительству и местным исполнительным органам будет передана определенная часть полномочий президента по регулированию социально-экономических процессов. Какие это конкретно функции?
- Это, как я уже сказала, утверждение госпрограмм, а также формирование единой системы оплаты труда работников, финансируемых из госбюджета.
Президент по действующей Конституции вправе отменить или приостановить действие постановлений правительства. Эта норма из плоскости административной переходит в правовую. Право отмены или приостановления подзаконных актов кабмина будет у генерального прокурора.
- Передача 40 полномочий - это все-таки немалый риск. Как вы думаете, правительство справится с новыми задачами? Созрело ли оно для такой самостоятельности? Ведь все мы помним проваленные гос­программы, раскритикованные президентом и парламентом законопроекты...
- Ветви власти в Казахстане уже созрели для самостоятельного решения многих вопросов. Кроме того, у нас ведь сохраняется президентская форма правления: президент - главный арбитр между ветвями власти. А если правительство не будет справляться со своими задачами, то, как я уже сказала, предусмотрены соответствующие рычаги управления.
- Поясните, пожалуйста, в чем будет заключаться “упрощенный порядок выражения недоверия членам правительства со стороны палат парламента”?
- По ныне действующей Конституции каждая из палат парламента вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов палаты направить обращение президенту об освобождении от должности членов правительства. Эта норма сейчас вообще не работает, в ней есть условие о том, что глава государства может отклонить это обращение, дав возможность парламенту обратиться повторно, но лишь спустя шесть месяцев. Теперь это условие исключается. При первом же обращении двух третей от общего числа депутатов президент освобождает от должности членов правительства.
- Как изменится роль Генеральной прокуратуры, Верховного суда в новой модели гос­управления?
- Генеральный прокурор сможет отменить подзаконные акты правительства, прямо указывается норма о праве осуществлять уголовное преследование от имени государства.
Требования к судьям теперь будут прописаны не в главном законе страны, а в конституционном законе о статусе судей. Этот момент очень важен с точки зрения оперативности, ведь Конституция - это гораздо более консервативный документ, нежели текущие законы, а требования к вершителям Фемиды могут меняться согласно духу времени.
- В какие сроки будут приняты все предлагаемые изменения по перераспределению полномочий между ветвями власти?
- Сейчас нам нужно собрать все предложения, которые поступят от населения, и обобщить их. Не менее месяца будет идти всенародное обсуждение. Депутаты будут выезжать в регионы, встречаться с населением. Думаю, мы привезем немало предложений. Затем парламенту в течение текущей сессии необходимо будет принять соответствующие законы.
Призываем граждан активно подключаться к обсуждению поправок в Конституцию, ведь они касаются каждого из нас. Появится оперативность в принятии важных решений социально-экономического характера. Повысится эффективность реализации гос­программ и исполнения законов. Кроме того, проект поправок содержит важные изменения, расширяющие право людей на частную собственность и защиту имущества.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото из личного архива Гульмиры ИСИМБАЕВОЙ, Астана

А тем временем

Будет сложно, но работать - нужно

Отдельные депутаты мажилиса парламента более сдержанно прогнозируют то, как будет продвигаться реформа по разделению полномочий между ветвями государственной власти. В частности, по мнению депутата Сауытбека АБДРАХМАНОВА (на снимке), за четверть века правительство страны лишь привыкло выполнять поручения, так и не став самостоятельным.

- Естественно, мы выступаем за то, чтобы нынешний состав парламента взял на себя такие полномочия. Но в данном случае будут некоторые сложности. Не все будет так гладко, поскольку из года в год наше правительство привыкло работать по заданию, исполнять конкретные поручения. Теперь же самим выработать решение, самим сделать эти программы - осуществить это будет не совсем просто. Но в любом случае мы должны перейти этот рубеж! - сказал Абдрахманов вчера в ходе экспертной встречи по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти в Академии государственного управления при президенте РК.
Вместе с тем он уверен, что любые нюансы, связанные с изменением Конституции в части перераспределения полномочий между ветвями власти, должны решиться во время всенародного обсуждения.
- На мой взгляд, только всенародное обсуждение проекта будущего конституционного закона приведет к тем решениям, которые будут работать на благо нашей страны, - заключил мажилисмен.

Арсен НУРТАЗИН, фото с сайта kaziform.kz, Астана

Поделиться
Класснуть