3194

Конкуренция - двигатель власти

Закон о поправках в Конституцию подписан главой государства. Как уверяют нас с высоких трибун, в Казахстане наступает новая реальность. Произойдут ли в жизни казахстанцев какие-то значимые изменения? Имеют ли новые нормы Конституции реальный вес или они будут существовать лишь на бумаге? Как парламент должен воспользоваться своими полномочиями? На эти и другие вопросы в интервью “Времени” ответил кандидат юридических наук, конституционалист, директор общественного фонда “Институт развития конституционализма и демократии” Мереке ГАБДУАЛИЕВ (на снимке).

- Что принесет простым гражданам конституционная реформа?
- Скажу сразу: перераспределение властных полномочий прямого отношения к ежедневному “хлебу насущному” простых людей не имеет. Но в перспективе, когда политические партии, представленные в мажилисе, начнут реально реализовывать предвыборные обе­щания, формировать профессиональное, подотчетное правительство, конституционные реформы повлияют на социально-экономическое развитие страны. Сейчас же стоит помнить: жизнь намного разнообразнее, чем нормы права, к тому же реализация норм главного закона страны зависит от многих факторов, в том числе от уровня политико-правовой культуры граждан.
- Некоторые эксперты утверждают: каких-то значимых шагов к перераспределению властных полномочий не произошло, а ряд норм Конституции носит лишь декларативный характер…
- Напротив, в Конституции произошли серьезные изменения. Среди них отказ президента от таких важных функций, как издание указов, имеющих силу закона, а также законов. Это наделяет парламент большей силой. У президента исключается право вносить возражения на решения Конституционного совета - важнейшего политического института, который толкует Конституцию, дает заключения о правильности проведения выборов президента и депутатов парламента, республиканского референдума, соответствия законов Конституции и т. д. К слову, из семи членов Конституционного совета четырех назначают палаты парламента.
С внедрением политической модернизации происходит рассеивание полномочий президента среди максимального количества политических институтов - это своего рода коллективное правопреемство. Это сделано для того, чтобы принятие политических решений происходило с учетом интересов максимального количества политических сил в стране.
Кстати, по этой причине необходимость сохранения сената жестко отстаивалась. Только на первый взгляд сенат - бесполезная палата. На самом деле в нем заложен серьезный политический резерв - именно с согласия верхней палаты президент назначает председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности, председателя Верховного суда.
Усиливается конституционная и политическая ответственность парламента и партий, которые должны развивать внутрипартийную конкуренцию, чтобы при помощи праймериз наиболее подготовленные люди могли быть выдвинуты по партийным спискам в мажилис.
Подчеркну, что именно необходимость в конкурентном, открытом обсуждении законопроектов с привлечением различных экспертов стала одной из причин инициативы главы государства по усилению полномочий парламента. Уже назрела необходимость переформатировать парламент из “нотариальной конторы” Акорды в дееспособный политический институт.
- В новой редакции Конституции закреплен институт уполномоченного по правам человека. Как это повлияет на развитие демократических процессов в стране?
- Сегодня в Казахстане ежегодные отчеты уполномоченного по правам человека напоминают парадные доклады правительства “о проделанной работе”. Введение модели омбудсмена - положительный аспект конституционной реформы, однако успешность его работы зависит от того, какие полномочия будут закреплены в соответствующем законе. В этой связи принципиально важно, чтобы деятельность уполномоченного по правам человека была регламентирована именно на уровне закона, а не подзаконного нормативного правового акта.
- Парламент наделяется новым полномочием - требовать двумя третями голосов от общего количества депутатов освобождения от должности членов правительства, нарушающих законы и ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. Сможет ли нынешний депутатский корпус эффективно воспользоваться этим правом?
- Лидеры политических партий, представленных в мажилисе, должны понимать: именно от депутатов, от их профессионализма зависит эффективность реализации новых конституционных полномочий. Политический инфантилизм в парламенте недопустим, поэтому партийное руководство должно оперативно принимать кадровые решения, чтобы законодательная ветвь могла успешно, своевременно пользоваться новыми полномочиями.
- Казахстан привык к сильной президентской вертикали власти. И многие граждане выражали опасения по поводу того, что глава государства передает часть своих полномочий...
- У меня тоже существует такое беспокойство. Сильный парламент предполагает соответствующий депутатский корпус - с профессионалами, не аффилированными с различными организациями и бизнес-структурами, не раздражающими общественность, умеющими выражать публично свои мысли. Отныне депутатский корпус должен взять на себя политическую ответственность за развитие страны. Главное, чтобы не нарушался баланс между ветвями государственной власти.
- Во время обсуждения поправок в Конституцию от граждан поступало предложение вернуть мажоритарную избирательную систему, при которой депутаты в парламент избирались по одномандатным округам. Как вы к этому относитесь?
- Казахстанской политической действительности подошла бы смешанная модель избирательной системы, при которой депутаты нижней палаты парламента избираются поровну. Такая модель способна сочетать положительные стороны мажоритарной и пропорциональной систем. При мажоритарной системе депутаты поддерживают постоянную связь со своими избирателями, знают проблемы своего округа. В свою очередь пропорциональная система обеспечивает адекватное представительство политических сил в парламенте, что способствует более эффективной связи между государством и обществом и развитию политического плюрализма. До конституционных реформ 2007 года из 77 депутатов мажилиса десять избирались по партийным спискам, что создавало хорошее поле для различных споров, дебатов. Очевидно, что пропорциональная избирательная система с жестко доминирующей правящей партией, когда ее победа на выборах гарантирована административным ресурсом, ставит парламентариев в зависимость от партийного руководства, а не от электората.
- В новой редакции Конституции закреплена особая роль Елбасы в становлении и развитии казахстанской государственности. Для чего это сделано? Исключительно ради имиджа?
- Вовсе нет! Не нужно забывать: хотя еще в 2000 году был принят конституционный закон “О Первом Президенте Республики Казахстан - Лидере Нации”, Конституция по своей юридической силе выше конституционного закона. Поэтому закрепление на уровне Основного закона особой роли лидера нации в становлении государственности окончательно расставляет все точки над “i”. С точки зрения юридической техники и четкого разделения институтов “Первого Президента - Лидера Нации” и “последующих президентов” это один из важных пазлов в процессе конституционализации будущего политического транзита.
- В обновленной Конституции за президентом сохраняется право назначать только министра внутренних дел, обороны и иностранных дел. Как это может отразиться на качестве работы кабмина?
- Не нужно забывать, что за президентом сохраняется полномочие по назначению с согласия сената генерального прокурора и председателя КНБ, как и по освобождению их от должностей. То есть возможность “взять за руку и отвести в суд” у президента останется. Убежден, что такие рычаги будут стимулировать членов правительства к качественной работе.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото из личного архива Мереке ГАБДУАЛИЕВА и с сайта total.kz, Астана

Кстати

Госаппарат должен работать бесперебойно

Нурсултан НАЗАРБАЕВ подписал указ о комплексе мер по реализации закона от 10 марта 2017 года “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан”, сообщила вчера пресс-служба главы государства.
В целях реализации закона о поправках в Основной закон центральным и местным госорганам всех уровней, органам местного самоуправления предписано “принять все необходимые меры по обеспечению бесперебойного функционирования государственного аппарата в условиях расширенного объема полномочий и ответственности парламента, правительства и иных государственных органов”.
В свою очередь, правительству поручено оперативно провести анализ и оценку функциональной готовности центральных и местных исполнительных органов к работе с дополнительным объемом полномочий и принять меры, обеспечивающие эффективное функционирование системы исполнительных органов в новых организационно-правовых условиях.
В парламент будут внесены проект конституционного закона, предусматривающий приведение в соответствие с Основным законом конституционных законов о президенте, о первом президенте - лидере нации, о парламенте, о правительстве, о Конституционном совете, о судебной системе, о выборах, о республиканском референдуме, а также проект нового закона о прокуратуре.
Правительству поручено в двухмесячный срок принять меры, обеспечивающие приведение иных законодательных актов в соответствие с обновленной Конституцией.
Указ подписан 13 марта и вводится в действие со дня подписания.
По информации КазТАГ

Поделиться
Класснуть