2384

Реинкарнация авто


В Караганде запустили первую в стране линию по утилизации автохлама. Машины прессуют, измельчают, а остатки сортируют по фракциям и сдают на вторичную переработку. Полный цикл переработки здесь намерены наладить до конца года. Завод построен в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития. Площадкой для строительства стала территория СЭС “Сарыарка”.  Проект оценивают в 3,4 миллиарда тенге.

Со стороны это больше похоже на огромный пазл. Тысячи разноцветных брикетов стеной в несколько этажей аккуратно сложены в карагандинской степи. Автомобилей в них уже не узнать. Лишь изредка видны покореженные очертания колес. Потрясающая картина в стиле сюрреализма! Так сейчас выглядит производственная площадка первого в стране завода по утилизации автомобилей. На фоне ржавых развалин особенно элегантно в минувшую среду здесь смотрелись авто представительского класса. Нет, их, конечно, не пустят под пресс. На них на торжественное открытие сюда приехали заместители сразу двух министерств страны и глава региона. Такого количества высокопоставленных гостей, похоже, не видела еще ни одна свалка страны. Но ведь и автомусор - тема не рядовая. Утилизация автохлама вызвала бурное обсуждение. И вот “похороны” первой партии машин состоялись.

Весь процесс утилизации проходит в пять этапов. Сначала из узлов автомобиля сливают масло и вручную скручивают сиденья. Затем машину отправляют под пресс. В большом пресс-контейнере автомобиль буквально исчезает на глазах. Клещи манипулятора достают уже аккуратно спрессованный металлический брикет. Вперемешку колеса, бамперы, двигатели. Авто, сжатые до кубического метра, будто свернувшиеся калачиком и словно строящие гримасы, выглядят даже немного комично. В таком виде их отправляют уже на конвейерную автоматизированную установку. Что происходит в чреве шредерной установки, глазу не видно. Стоит лишь страшный скрежет и грохот, поэтому все сотрудники работают здесь в наушниках. А на выходе, будто пережеванная каким-то гигантским монстром, получается груда металла, пластика и резины. Все это поступает на сортировочный конвейер, проходя этапы которого все становится еще мельче и сортируется по видам. Так что цветные металлы попадают в одни контейнеры, черные - в другие, а пластик отделяется от резины. Остатки непригодного мусора минимальные.
- Это производство вносит значительный вклад в экологическое будущее страны, - рассказал управляющий директор компании Азимжан ОСПАН. - Автомобили не гниют, металл идет на вторичную переработку. У нас уже есть договоренности с металлургическими компаниями региона. Возможно, из него вновь сделают автомобиль. Только новый, современный.
Пусконаладочный процесс первого этапа переработки прошел под бдительным оком нервно жующего жвачку специалиста итальянской компании - производителя оборудования. Комплекс последнего поколения максимально автоматизирован и постоянно на связи с диспетчерской службой производителя. Так что в случае непредвиденных сбоев рекомендации будут даны незамедлительно. В час конвейер способен переработать 20 авто. В год производственная мощность комплекса порядка 50 тысяч машин.
- Сейчас мы запустили первый этап. Вторая часть завода предполагает утилизацию вредных веществ, которые получены в результате их слива из транспортных средств. Это жидкости, масла, ГСМ. Посредством утилизации будет получен аналог печного топлива, который будет использован для теплоснабжения собственного предприятия. Запустить полную переработку мы намерены до конца года, - поделился планами управляющий директор завода.
На первые полгода сырьем завод обеспечен. Сегодня, по данным оператора РОП, на 17 открытых по стране пунктах приема собрано порядка 30 тысяч авто. Всего же на сегодня в Казахстане зарегистрировано около шести миллионов автомобилей, и треть из них считается устаревшими. Старое авто - это низкая техническая надежность, несоответствие экологическим нормам, высокая вероятность внезапного выхода из строя и как результат повышенная опасность на проезжей части. Потенциально все дороги должны привести их сюда. Стимулировать расставание со старыми машинами призвана специальная программа утилизации (ВЭТС).
- Программа утилизации позволит обновить автопарк страны. Она стимулирует производство экологически чистых отечественных транспортных средств и способствует формированию инфраструктуры утилизационной отрасли, - сказал, вице-министр энергетики РК Гани САДИБЕКОВ, принявший участие в церемонии открытия завода по утилизации старых автомобилей в Караганде.
С 26 июня 2017 года можно получить скидочные сертификаты на приобретение новых авто отечественного производства. Всего за месяц от своего автохлама выгодно избавились порядка 320 автовладельцев. Срок годности сертификата - год, но многие уже поспешили им воспользоваться. 97 сертификатов уже были использованы на приобретение 65 новеньких авто. Некоторые для приобретения суммировали несколько сертификатов. Лидерство по сдаче вышедших из эксплуатации транспортных средств пока занимает Костанай, следом идет Павлодар, а замыкает тройку Алматы. Большинство авто - “жигули”, “москвичи” и “запорожцы”, но есть и старые автобусы и грузовики. На сертификаты меняют в основном машины восьмидесятых - начала девяностых годов. Сейчас в Казахстане действуют две программы утилизации старых автомобилей, денежная компенсация за машину максимальной комплектации составляет 150 тысяч тенге, минимальной - 48 тысяч тенге плюс программа по скидочным сертификатам. Вместо денег автовладелец может получить скидочный сертификат размером от 315 до 650 тысяч тенге и использовать его на покупку авто отечественной сборки.
Программы утилизации успешно реализуются по всему миру. К примеру, во Франции размер компенсации за утилизацию авто старше 10 лет составляет одну тысячу евро. По программе утилизации уже значительно обновила свой автопарк и соседняя Россия. В Казахстане на первом этапе работы программы по скидочным сертификатам выделено 20 тысяч квот на легковые авто плюс три тысячи на грузовой и пассажирский транспорт. Так что стоит поторопиться пересесть на новенькое авто!

Наталья ПАРШИНА, фото предоставлено ТОО “Recycling Company”, Караганда


Поделиться
Класснуть