2449

Кемен БАЙЖАРАСОВА: Трудный выбор

Четверо детей играют возле горки. Жамиле, Никите и Бекнуру по пять лет, а Олжасу почти семь. Олжаса ребята постарше уже берут иногда играть с ними в футбол. Правда, когда совсем уж не хватает игроков и чаще всего только постоять на воротах, но Никите и Бекнуру и до этого далеко. Стоит только одному из них подойти к футбольному полю, как старшаки тут же гонят их: “Пнешь тебя нечаянно, потом оправдывайся перед твоей бабушкой”.
А Олжаса уже принимают. После того как его взяли несколько раз, Олжас внезапно вынес все свои фигурки ниндзяго и раздарил их Никите и Бекнуру, оставив себе одного зеленого ниндзяго Лойда. В тот же вечер он пожалел о своем приступе взрослости, но дело было сделано. Не требовать же фигурки обратно. Это было бы совсем уж по-детски. Особенно учитывая то, что он собирался вот-вот пойти в школу. И отращивал длинную косую челку. А чтобы она ложилась как надо, смазывал челку гелем.
Потом Олжасу купили костюм со значком на лацкане в виде казахстанского флага. И галстук, и кожаный ремень, который ничем не отличался от взрослых мужских ремней. Разве что чуть тоньше и пряжка чуть меньше. И наконец ему вместо ранца салатного цвета, который он таскал в подготовишке, купили черный. Старшие ребята, увидев его с этим ранцем, сказали: “Да ты брутал, парень”.
После этого между Олжасом и пятилетками окончательно пролегла пропасть. Но ровесников во дворе у него нет, а у футболистов сегодня, как назло, кворум. Поэтому Олжас снисходительно общается с пятилетками. А те, счастливые, кружат возле него, хватают каждое его слово. Особенно Жамиля. Она громче всех смеется над его шутками и преданнее всех заглядывает ему в глаза. Так мило, так очевидно вертится эта маленькая воображулька.
В избытке чувств она подбегает к взрослым на скамейке, среди которых сидит и ее бабушка, и во все­услышание заявляет:
- Я выйду замуж за Олжаса.
- Во как! А почему за Олжаса? - спрашивает ее бабушка.
- Он красивый и мусульманин, - говорит Жамиля.
Бабушки, умиляясь бесхитростности и непосредственности Жамили, улыбаются и переглядываются. Но тут в разговор вступает языкастый и подковыристый старичок, дед Олжаса.
- У Олжаса вроде уже есть невеста в классе, даже две, - говорит он, подмигивая бабушке Жамили, а затем, обращаясь к Жамиле, спрашивает:
- Ну за кого теперь пойдешь, за Никитку или Бекнура?
Жамиля в растерянности переводит взгляд на оставшихся “женихов”. Никита - покладистый, доб­рый и щедрый. Он во всем уступает Жамиле и делится с ней чипсами. Он даже соком ее угощает, хоть ему сто раз запрещали давать кому-либо пить из одного с ним тетрапакета. Но все же он такой неуклюжий. Бекнур, тот ловчее, и стрижка у него почти как у Олжаса. Но этот такой беспокойный и вредный. Все время пытается задеть и обидеть. Ему без разницы, девочка ты или нет. Доброго слова от него не дождешься. Вышла Жамиля вчера в новом платье и так хотела, чтобы мальчишки увидели. Никита заметил и сказал: “Прикольное!” А Бекнур не заметил да еще стал дразниться. Он только сегодня уже два раза столкнул Жамилю с горки, а потом назвал ябедой.
Вот и теперь, пока Жамиля смотрела на них, ни с того ни с сего со всей силы саданул Никиту: “Ты мне больше не друг”.
Никита, добрая душа, никак не поймет, как так - только что они были друзьями, а теперь вдруг нет.
- Из-за чего? Из-за чего? - спрашивает он.
- Просто ты мне надоел, - говорит Бекнур.
- Так нельзя. Так не дружат, - говорит Никита.
- Как хочу, так и дружу.
- Нельзя так дружить, надо дружить по правилам.
- По каким правилам? Нет никаких правил.
Тогда Никита обращается к Олжасу:
- Олжас, скажи Никите, что дружить надо по правилам.
- Да не поймет он, просто стукни его, - говорит Олжас.
- Почему не поймет? Это же понятно!
- Потому что придурок, говорю тебе, просто стукни его, - повторяет Олжас.
Тогда Никита неуклюже толкает Бекнура, и мальчики начинают выяснять, как надо дружить, врукопашную. Сцепившись, они валятся на землю. Никита оказывается наверху.
- Все, все сдаюсь, - кричит Бекнур.
Никита слезает с него и хочет уйти, но Бекнур, отдышавшись, снова нападает, и мальчики дерутся дальше.
Они не подозревают, что маленькая женщина наблюдает за ними и делает мучительный выбор. Наконец Жамиля произносит:
- Выйду за Никиту.
- Он же не мусульманин, - говорит дед Олжаса и хитро смотрит на Жамилю.
Жамиля молчит. Потом еле слышно произносит:
- Бога поменяю.
Будто осознав крамольность своих слов, девочка сразу становится какой-то притихшей и уставшей, подбегает к бабушке и утыкается в нее.
Бабушка обнимает внучку:
- Правильно, девочка моя, правильно. Если надо, меняй все: жизнь, уклад, страну, Бога, но не выходи за того, кто тебя обижает. Выходи за того, кто будет заботиться о тебе...

Кемен БАЙЖАРАСОВА, врач, писатель, Алматы

Поделиться
Класснуть