17134

Ирина СМИРНОВА, депутат: Нам не нужны гимназии и лицеи - пусть все школы будут хорошие!

Началась последняя, самая короткая учебная четверть. Сегодня о болевых точках школы разговариваем с Ириной СМИРНОВОЙ (на снимке), депутатом парламента, имеющей опыт преподавания и директорства в школе.

- Ирина Владимировна, школьную реформу критикуют почти все. А есть шанс повернуть ее вспять или сильно изменить?
- Паровоз реформ разогнался, и вернуть прежнюю систему невозможно. Мы сейчас много говорим о плюсах и минусах советской системы образования, но там были совершенно другие отношения между участниками процесса. Родитель приводил ребенка в школу, говорил: нате вам моего ребенка и делайте с ним что хотите, и не лез, а школа и не требовала большого присутствия родителя. Сейчас время иное - каждый человек осознал свою индивидуальность, возможность иметь собственное мнение по многим вопросам. Мы убедились, что есть другие системы образования и они тоже дают обществу хороших людей. Да, трудно спорить с тем, что советская система обеспечивала всех качественными базовыми знаниями и на этой основе можно было развивать любое направление - хоть гуманитарное, хоть техническое. Но необходимо провести ревизию: какие знания действительно нужны, а какие потеряли свою актуальность. И современную школу менять однозначно нужно.
- Чиновники от образования постоянно ездят в заграничные поездки перенимать опыт. Но такое ощущение, что все время перенимают не то, что нужно...
- Другие школы смотреть необходимо. Недавно я была в Швейцарии по вопросам, никак не связанным с образованием, но, естественно, зашла посмотреть обычную школу и была поражена. Никаких вахтеров, никаких попыток остановить родителей или меня, незнакомого человека. В фойе огромная самодельная парковка для детских самокатов, и вообще все оформление школы сделано руками детей и учителей в отличие от наших громоздких типовых стендов. В небольшой двухэтажной школе есть лифт для учеников с особыми потребностями, и эта простая мера обеспечивает инклюзию. Мы можем сколько угодно говорить об инклюзии, делать парапеты, чтобы можно было на коляске въехать в школу, но понятно, что дальше в этой школе ребенку с особыми потребностями перемещаться невозможно. Это тот вопрос, который требует постепенного решения, а не нахрапом, для галочки. И надо честно признавать: да, наши школы не готовы к инклюзии хотя бы по этому техническому параметру. И постепенно двигаться в нужном направлении.
Что касается наших проблем… Наше школьное образование выстраивается по кембриджской системе, а высшее - по европейской. И между собой эти две системы мало стыкуются.
- Давайте ближе к практике. Многие родители жалуются, что первоклассники, учащиеся по новой системе, медленнее читают, буквально деградируют.
- Мы сейчас видим минусы и пока не видим плюсы. Надо все спокойно проанализировать и взвесить. Может быть, медленное чтение компенсируется вдумчивостью, пониманием прочитанного? Министерство образования делает многое. Министр доказывает, что путь выбран правильный. Президент убеждает, что надо прислушаться, только пусть министр объяснит. И действительно, проводя такие большие реформы, наверное, стоит больше объяснять, не обижаясь на недоверие, не вешая ярлык врага на тех, кто задает неудобные вопросы. Надо проанализировать и разобраться в том, что происходит. Проблема в том, что Министерство образования старается сделать все очень быстро, форсированно и без разъяснительной работы.
- А может, реформы должны были начинаться не с содержания учебников, а с организации процесса? Что если в переполненных классах при обучении в две, а то и в три смены любые реформы обречены на непонимание общественности?
- Еще до конца не реализована программа “Сто школ - сто больниц”, а мы можем сказать, что только столица остро нуждается в пятидесяти новых школах. Это серьезный вопрос, требующий больших средств. Надо отказываться от типовых проектов школ с большой территорий и бестолковым расходованием средств. Может быть, стоит делать отдельно небольшие школы начального и отдельно среднего звена, а не огромные комплексы. Сейчас идет поиск оптимального решения. Я спрошу больше: может быть, нам не нужны гимназии и лицеи - пусть все школы будут хорошие? Почему кто-то должен учиться в обычной, а кто-то в гимназии, где он за счет государства получает дополнительные часы? Почему в Назарбаев Интеллектуальной школе государство выделяет на ученика 200 тысяч тенге в месяц, а в обычной лишь 17 тысяч? Кого выращивают такие элитные школы? Будущие казахстанские кадры или детей, которые и без болашаковских стипендий прекрасно поступают в зарубежные вузы, а потом остаются работать и жить в стране, не инвестировавшей в их образование? Не получается ли улучшенный стандарт за наш с вами счет?
- Сейчас, кстати, многочис­ленные образовательные цент­ры готовят не просто к экзаменам, а к поступлению в НИШ! Частники уловили запрос.
- Потому что если ребенок смог сдать экзамены и поступить, то он получает хорошее образование, бесплатные дополнительные кружки, даже питание и школьную форму! Он учится в школе другого уровня с хорошо оборудованными лабораториями, с носителями языка, с нормой два учителя на стандартный класс. И потом опыт НИШ переносится целиком на обычную школу с нехваткой кабинетов и превышением количества учащихся в два раза!
- Есть ли вероятность того, что в начальную школу вернутся бесплатные завтраки?
- В Астане до сих пор есть бесплатное питание с первого по четвертый класс, и выделяется на каждый детский завтрак 400 тенге. Я согласна, что завтрак нужен. Никто не обеднеет. Надо просто местному бюджету изыскать эти деньги и принять решение.
- Еще один технический вопрос. В сентябре огромное количество малышей пойдет в первый класс и всю первую четверть будет учиться по сокращенному расписанию, чтобы привыкнуть к школе. Это означает, что работающие родители должны в десять или одиннадцать утра сорваться с работы, привезти ребенка из школы домой и остаток дня думать, что он там делает. Не проще занять детей положенное время в школе?
- Этот вопрос обязательно надо решить! Совершенно неправильно, что в результате такого укороченного дня родители оказываются привязаны к школе. Тем более что учителя за эту четверть получают полную оплату. Вот пусть и организуют если не уроки, то общение, игры. Я надеюсь, что когда пойдет обещанное по­душевое финансирование и за каждого ребенка школа получит в год до 300 тысяч тенге бюджетных средств, то школа будет заинтересована в том, чтобы ее работой были довольны, и за учеников будут бороться.
- Мы за время проведения реформ слышим об уменьшении нагрузки на детей. Насколько необходим старшеклассникам, например, такой предмет как НВП?
- Мы об этом говорили много раз. НВП - это ставка учителя, отдельный специально оборудованный кабинет да еще и оружейная комната с особыми условиями для хранения оружия. Полный маразм. Зачем в школе хранить оружие? Мне интересно, в НИШ есть такой предмет или нет?
- Что делается для того, чтобы легче стал портфель школьника?
- Авторские права на учебники обновленной программы принадлежат не издательствам, а Министерству образования. Поэтому появилась возможность выкладывать их цифровые версии. Теперь ребенок может отправиться в школу с планшетом и пользоваться им вместо нескольких учебников. Кто-то переживает за зрение детей, но каждый родитель должен сам принять решение, какая нагрузка хуже - на позвоночник или на глаза. При необходимости можно учебники распечатывать частями. По крайней мере, есть выбор.
- Почему дополнительную литературу и учебники надо оборачивать в непрозрачную бумагу и прятать от приходящих комиссий?
- Действительно - почему? Есть государственный стандарт, а обрастать он может любыми вспомогательными материалами. Хоть роликами из Интернета, хоть кембриджскими учебниками. Все эти запреты - полная ерунда. Просто директор школы тоже должен иметь какую-то ответственность и собственное мнение. Считаете нужным - примите решение на педсовете и затвердите его на бумаге. Все остальное - трусость. Я уже устала от этой позиции и сказок, которые рассказывают: как прячут учебники, как за углом собирают деньги на дополнительные занятия и кружки. Если все можно делать открыто, но удобнее за углом и тайком, то надо задавать вопрос, кому удобно и почему. Думайте сами. Вообще я должна признать, что существует какой-то тихий саботаж. По новой программе дети должны ходить на экскурсии, проводить уроки в музеях и библиотеках. Почему этого нет во многих школах? Почему родители не сообщают о том, что не исполняются требования программы? Очень удобно тихо загнать всех в школу, обернуть чужие учебники бумагой и все делать тайком.
Еще я считаю, что в каждой школе надо добиться того, чтобы был вывешен утвержденный учебный план. Это не то же самое, что расписание. В плане указываются все дополнительные часы кружков, факультативов, курсов, ведущие их преподаватели, время и место проведения и кто может их посещать. Тогда будет понятно - что работает, а что есть только на бумаге. А еще есть так называемые элективные курсы - каждой школе-гимназии и лицею государство оплачивает 1500 часов в год, которые должны вести не школьные педагоги, а высококлассные специалисты: носители языка, преподаватели вузов, профессора. Вы где-нибудь видели эти элективные курсы? Где их расписание? Давайте проведем ревизию и в этой сфере!
- Не секрет, что в этом учебном году очень многие уже сделали выбор в пользу домашнего или дистанционного образования. Почему бы не легализовать существующее положение вещей? Может быть, даже создать свой, казахстанский дистанционный продукт? Тем более что он реально сможет уравнять образование в городах и небольших удаленных поселках.
- На эту тему я пока скажу только, что понимание вопроса есть. Но есть и свои фобии, например, что дети могут уйти не на домашнее обучение, а в религиозные секты, и мы оттуда их уже не вернем. Вопрос есть. Над ним думают. Эту сферу действительно надо выстраивать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Депутатский запрос

Если у вас есть предложения по улучшению школьного образования, вы можете присылать их по электронной почте на: evdokimenko@time.kz до конца апреля. Мы передадим ваши пожелания Ирине Смирновой, и они помогут выработать верное направление реформ.

Поделиться
Класснуть