5303

Большой Брат - не за горами

Казахстан может стать одним из важных игроков на рынке искусственного интеллекта

     Через пять лет большинство нынешних популярных профессий уйдет в небытие. Среди них юристы, бухгалтеры, менеджеры, турагенты, переводчики, аналитики и многие другие. Это произойдет по той простой причине, что их всех заменят автоматизированные программы, проще говоря, роботы. Такой прогноз дает эксперт по системам искусственного интеллекта Евгений ВОЛКОВ.

Евгений перебрался в Астану из Москвы. В Казахстане он занимается созданием компании, в задачи которой входит в том числе и реализация проектов, связанных с искусственным интеллектом (ИИ).
- Евгений, не так давно, выступая на конференции MediaHub, вы заявили, что через пять лет такие профессии, как юристы, журналисты, менеджеры по продажам, переводчики, тур­операторы, аналитики, попросту исчезнут, потому что их заменит искусственный интеллект. Этот прогноз касается только западных стран или же речь идет о мировой тенденции?
- Алгоритмы, на которых построены современные системы ИИ, разрабатывались еще в 60-е. Тогда просто не было достаточного количества доступной вычислительной мощности для реализации действительно “умных” систем. После появления сетей Deep Learning (сложные сети с возможностью многоступенчатого обучения) стало возможным решение задач, которые ранее казались непреодолимыми для компьютеров. Например, победа над человеком в китайской игре го. И вот команда от Google справилась - их продукт AlphaGo разнес действующего чемпиона мира со счетом 4:1 в одном матче. Началась новая эпоха конкуренции между человеком и машиной - борьба за когнитивные задачи, требующие навыков по обработке информации (классификация, экс­пертные системы, аналитика).
Под угрозой замещения оказались те, кто всегда чувствовал себя достаточно спокойно в эпоху индустриализации, так называемые белые воротнички, люди, работающие с информацией. Юристы, бухгалтеры, переводчики, биржевые трейдеры, менеджеры всех сортов, операторы call-центров и еще сот­ни офисных профессий. Этим людям пора начинать волноваться за свое рабочее место. Бизнес, к сожалению, не сможет быть стабильным, если издержки будут выше, чем у конкурентов. А мы все понимаем что ИИ-сотрудники намного дешевле людей.
Тренд общемировой, скорость интеграции не зависит от продвинутости регионального рынка. Все помнят про то, как быстро по всему миру распространились смарт­фоны. Просто технология стала доступна. Прогноз по массовому замещению людей в информационной индустрии в течение следующих пяти лет, на мой взгляд, вполне реалистичен.
- А что насчет госуправления? Возможно ли, что в будущем ИИ заменит чиновников, благодаря чему исчезнут коррупция, лоббизм, трайбализм и другие негативные факторы, свойственные исключительно человеческой форме правления?
- То, о чем я говорил в предыдущем ответе: увеличение эффективности при работе с информацией относится к любым процессам управления. Государственные структуры тоже будут вынуждены активно использовать ИИ для повышения собственной эффективности. Не секрет, что между странами идет такая же конкуренция, как и между крупным бизнесом, все пытаются сократить неэффективные расходы и увеличить доходы. Как будет развиваться автоматизация в госуправлении, мы увидим в ближайшие несколько лет.
- Еще один интересный момент, о котором вы говорили: совсем скоро видеозаписи перестанут быть доказательством в суде, поскольку современные программы позволяют создать любое видео с любым человеком. Изменится ли в связи с этим законодательная база и методы работы правоохранительных органов?
- Пока что, насколько мне известно, не существует законодательной базы для синтезированных образов, которые могут включать в себя как речь, так и видео. Мне кажется реалистичным прогноз, по которому через несколько лет аудио- и видеозаписи, особенно плохого качества, перестанут служить доказательством в суде, поскольку на распознавание подделки придется тратить значительные ресурсы - как экспертные, так и вычислительные, что не всегда будет иметь смысл. Скорее всего, правоохранительным органам придется искать новые доказательные инструменты.
- Человечество активно внед­ряет ИИ во всех сферах жизни, начиная от услуг и заканчивая системами обороны. Насколько это правильная позиция? Не ждет ли нас появление SkyNet, ядерная зима и другие ужасы, красочно описанные в различных фантастических фильмах и романах?
- Ключевой темой в истории вселенной Terminator служит то, что SkyNet: а) получил самосознание, то есть смог сформулировать, что такое “я”, со всеми вытекающими экзистенциальными вопросами; б) немедленно решил, что человечество с доступом к условному рубильнику представляет угрозу, и принял меры.
Я не очень верю в такое развитие событий, как не верю и в стерильный мир андроидов Азимова. Как мне кажется, нормальным путем развития нашего сотрудничества с ИИ будет подход не господин - слуга, а партнерство, которое поможет нам, как биологическому виду, преодолеть эволюционные преграды и стать чем-то совсем новым, с новыми возможностями и горизонтами.
- Рассказывая о системах вооружения и обороны, вы отметили, что единственное, что сейчас не может делать ИИ, - это нажимать на курок. Однако люди активно способствуют тому, чтобы исправить этот недочет. Есть ли конкретные примеры, подтверждающие это утверждение?
- В Интернете можно увидеть ворох материалов, посвященных теме орудийных комплексов, от маленьких дронов до огромных беспилотных бомбардировщиков, которые должны принимать решение о поражении цели самостоятельно, основываясь на запрограммированных правилах и работе ИИ, который поможет отделить “правильные” цели от “неправильных”. Разработка подобного вооружения не может не беспокоить людей, ведь право на убийство всегда оставалось за нами, а теперь мы готовы его делегировать машине. Вы также найдете много петиций о запрете LAW (Lethal autonomous weapons) систем, которые, конечно, осложняют жизнь производителей high tech-вооружений, но по эффективности, как мне кажется, сравнимы с выступлениями хиппи в 70-х о запрете ядерных бомб. В истории человечества война всегда была двигателем технологий, так же как и технологии зачастую становились причиной войн. Пройдет всего 10-15 лет, и в основной массе вооруженных конфликтов, которые при всем старании не прекратятся, будут участвовать роботизированные подразделения. Это позволит сократить потери среди людей (хорошо), но также даст подавляющее превосходство в конфликте странам, которые смогут позволить себе массовое производство такого вооружения (плохо). Я надеюсь, что ученые, политики и военные смогут договориться о рамках, в которых подобные машины будут использоваться, чтобы исключить возможность глобального конфликта “человек против ИИ”
- В Китае активно внедряется система оценки личностных характеристик граждан. Буквально каждый поступок, каждое действие определяет социальный рейтинг человека Social Credit Score (SCS). От этого рейтинга будет зависеть качество жизни каждого гражданина: сможет ли он получить кредит, в какой школе будут учиться его дети и т. д. То есть, по сути, рейтинг будет определять ценность человека для общества. И общество будет вынуждено принимать эту оценку как абсолют. К чему это приведет?
- Кредитный, или социальный, рейтинг в Китае - это одна из попыток адаптировать существующий порядок в управлении обществом к новому цифровому миру. В докомпьютерную эпоху контролем за соблюдением законов занимались правоохранители, информационным обеспечением -  медиа, а образовательная система обеспечивала стабильную доставку среднего уровня знаний. С ростом населения старые механизмы перестают быть эффективными, необходим качественный скачок по всем направлениям как в сфере соблюдения законности, так и в информации и образования. Нас, выросших во время, когда измерить, проанализировать и сделать выводы для каждого человека в отдельности было совершенно невозможно, все эти новые механизмы пугают и заставляют задуматься о потере общества в том виде, к которому мы привыкли. Системы, похожие на китайский эксперимент, будут появляться по всему миру, где-то они приведут к оруэлловскому Большому Брату, где-то позволят обществу развиваться с небывалой скоростью. Я всегда говорю, что инструмент не может быть плохим или хорошим, вопрос в том, как его используют люди.
- Все ваши прогнозы, на мой взгляд, касаются исключительно технически развитых стран, но никак не Казахстана. Какой с учетом этого имеется временной лаг у нашей страны?
- Здесь я с вами не соглашусь. IT перевернули мир. Раньше, для того чтобы страна могла себе позволить, скажем, производство ядерного оружия, была необходима мощнейшая элементарная и научная база, годы подготовки и значительные расходы. Теперь все иначе. Компьютеры, даже высокопроизводительные, доступны любой стране. Благодаря сообществу Оpen source библиотеки программного кода, необходимые для создания сложных решений, доступны в Интернете, а знания лежат просто за поисковой строкой Google. Говорить, что “ну вот у нас, конечно, все будет не скоро”, ошибочная позиция, которая приведет  к неготовности к переменам. С выпуска iPhone прошло всего 10 лет, а теперь вы можете купить смартфон на свой вкус практически в любом городе мира. Темп распространения технологий продолжает расти. Так что я верю в то, что Казахстан сможет стать одним из важных игроков на рынке ИИ-решений как Центральной Азии, так и мира.
- И последний вопрос: как вы относитесь к тому, что ИИ заменяет человеческий интеллект? Чем займутся люди, которых ИИ освободит от работы, и что нас ожидает?
- Я считаю, что наш мир ждут крайне интересные перемены. Они не всегда будут радостными, но то, что они изменят все, очевидно. Рабочие места, которые сократятся в результате очередной технологической революции, видоизменятся, появятся новые профессии, новые типы занятости. Какими они будут - понятия не имею, честно, это задача, которую нам еще предстоит решать, причем, возможно, в самое ближайшее время. Важно понимать, что ИИ - это новое электричество для промышленности, бизнеса и управления. В прошлом веке люди настороженно относились к “дьявольским молниям в проводах” и думали, что конец света близок. Ничего не меняется: мы всегда относимся к новым технологиям с опаской и ждем худшего. Через 10 лет наши дети уже не будут задумываться, что им помогает ИИ, как мы не задумываемся о том, почему лампочка горит. Главное, что мы должны культивировать в себе сейчас, - это способность адаптации к быстрым изменениям среды, тогда все будет хорошо.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото из личного архива Евгения Волкова, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее